«Это проявление бедности». Кто вернул Екатеринбург в 90-е и кому выгодно уродовать город

21 августа 2017, 00:25
«Это проявление бедности». Кто вернул Екатеринбург в 90-е и кому выгодно уродовать город

Фото: Александр Мамаев

Год назад в Екатеринбурге появилась концепция рынка наружной рекламы, которая была призвана создать единый облик города. Регламент МУГИСО в сентябре 2016 года широко обсуждался игроками рекламного рынка. Документ делил город на четыре части, для каждой были прописаны свои правила. Например, такие: «Афишные стенды должны располагаться группами, но не более 5 конструкций». Взгляните на центр города и убедитесь, что оно нарушается. Это не удивительно — концепция носит только рекомендательный характер. Говорить о единообразии городского пространства не приходится. Реклама на улицах до сих выглядит дико — аляповатые вывески, жуткие стенды на бетонных основаниях и бесконечные, наклеенные друг на дружку, объявления. Оценить облик города, «Моменты» попросили экспертов в области рекламы, архитектуры и дизайна. Оказалось, что даже плохая реклама необходима городу.

Фото: Александр Мамаев

Концепция, появившаяся в прошлом году, — попытка создать дизайн-код города. Этот документ упорядочивает облик кварталов и обязывает бережно относиться к культурному наследию. В сентябре 2016 года Дмитрий Медведев призывал муниципалитеты создать дизайн-коды для всех российских городов: «Одна из ключевых задач — разработать современные стандарты развития городов различных типов. Как это обычно называют, создать дизайн-код каждого города: набор параметров, характеристик, которые сделают конкретный город, конкретный населенный пункт комфортным». Для Москвы дизайн-код создавала студия Артемия Лебедева, для Саратова, где дизайн-код был официально утвержден этим летом, — КБ «Стрелка». Несмотря на общие положения, под каждый город его нужно разрабатывать отдельно.

«Невозможно скопировать руководство Лондона и перенести его в Екатеринбург. Нужно проделать кропотливую работу, найти свойственные городу характеристики, понять доступность материалов, изучить историю зданий, проблемы предпринимателей», — рассказывал журналу Strelka Magazine старший дизайнер Студии Артемия Лебедева Сергей Стеблина.

Концепцию оформления и размещения объектов наружной рекламы, которая была создана в Екатеринбурге, сооснователь агентства Streetart Евгений Фатеев называет шагом в сторону появления дизайн-кода в Екатеринбурге. Правда пока кричащая наружная реклама побеждает здравый смысл.

Фото: Александр Мамаев

— У людей есть ложная убежденность, что если сделать броско и аляповато, то тебя все заметят. Потребитель стал тоньше и искушеннее, а реклама до сих пор делается по инерции. Особенно часто эта аляповатость идет, как ни странно, от малого бизнеса. Это проявление бедности: «раз уж я заплатил, то должен получить по максимуму», то есть визуально проорать свою рекламу. Надо к этому с пониманием отнестись — постсоветскому бизнесу в России не так много лет, — пояснил «Моментам» Фатеев.

С тем, что огромные яркие баннеры — пережиток 90-х, согласен арт-директор рекламного агентства «Восход» Владислав Деревянных.  

— Многие еще делают входные группы, которые выходят на пешеходную зону. Получается портал, который должен засосать в это заведение прохожего. Все это, конечно, уродует облик города. Думаю, что со временем это должно уйти из ментальности людей, потому что современные бизнесмены ездят по заграницам, смотрят, как там все устроено и так или иначе привыкают к визуальной культуре, — рассказал «Моментам» Владислав. — Параллельно с этим должны быть регулирующие инструменты со стороны администрации. Должен быть задан дизайн-код, который регламентирует вывески на заведениях. Например, если это историческое здание, то на нем обязательны объемные буквы без цветового короба. Думаю, что бизнесмены с удовольствием подхватят такой дизайн-код, потому что для многих намного проще ориентироваться на готовые стандарты, чем каждый раз придумывать что-то свое или искать дизайнеров. Конечно, у него будут противники, которые до сих пор считают, что нужно завесить полздания, чтобы твою кофейню заметили.

Фото: Александр Мамаев

При этом реклама и вывески — неотъемлемая часть города, считает Деревянных. Эту позицию поддерживает архитектор, главный редактор издательства TATLIN Эдуард Кубенский.

— Без рекламы я себе не представляю жизни, но в Екатеринбурге она порой присутствует в гипертрофированной форме. Я уверен, что она не выполняет задач поставленных перед ней. В нашем городе реклама, в отличие от архитектуры, в большой степени является частью экономики. Будь я, условно, мэром Екатеринбурга или его сити-менеджером, то я бы предпочтение отдавал рекламе, потому что она приносит мне прибыль. Правда, это будут короткие деньги — сегодня разместили, завтра получили.  Архитектура приносит длинные деньги, она рассчитана на узнаваемость города, привлекательность для туристов. Наверное, поэтому архитектура в старых городах таких, как Париж, Барселона или Мадрид, превалирует над рекламой. Там продают контент, историю, которая дает городу большую прибыль. Если взять неизвестный городок в какой-нибудь американской провинции, он наверняка будет увешан рекламой, потому что там нечего смотреть и нужно хоть как-то собрать деньги с покупателя. Мы находимся между двумя этими позициями.

Фото: Александр Мамаев

Один из самых дешевых способов рекламы — это баннер. Затраты на их печать будут незначительными для любого бизнеса. Но самый популярный формат в центре Екатеринбурга — афишные стенды, стоящие на бетонном фундаменте. Несмотря на то, что та же концепция рынка наружной рекламы предлагает использовать разные форматы — от более-менее изящных пиллара и тумбы до видеоэкрана — снова выбирают самый бюджетный вариант.

— Мое личное мнение, такой вариант экономически выгоднее для распространителей, — предположила в разговоре с «Моментами» пресс-секретарь МУГИСО Юлия Вершецкая.

По ее словам, такие стенды размещены в Екатеринбурге с нарушениями. По правилам, бетонные основания должны быть вкопаны в землю, но на деле они просто стоят на асфальте.  

— Это небезопасно. Мы за это ругаем, — говорит Вершецкая. — Нарушений много: щиты нависают над проезжей частью, над тротуаром. Сейчас 80% [рекламных сооружений] стоят с нарушениями. Мы выдаем предписание рекламораспространителям устранить нарушения или демонтировать за свой счет эти конструкции. Если они этого не делают, их демонтирует Фонд имущества.

Фото: Александр Мамаев

Помимо безопасности есть вопросы к визуальной составляющей рекламы, ее качеству, но за это МУГИСО не отвечает — ведомство только выдает разрешения на рекламные конструкции, оценивать контент в министерстве не могут.

К Чемпионату мира-2018 в Екатеринбурге, по данным Министерства по управлению госимуществом Свердловской области, появится 89 новых рекламных конструкций (билборды, видеоэкраны, суперсайты, ситиборды, афишные стенды). Адреса уже определены, остается только один вопрос: будет ли наружная реклама, сделанная специально для международного турнира, отличаться от той, которую мы каждый день видим на улицах. 

Фото: Александр Мамаев

Самое популярное

Читайте также в разделе Город


вверх