До и после: как Уральская биеннале спасла «мертвые» здания и отдала их бизнесу

18 сентября 2017, 00:33

Уральская индустриальная биеннале — событие для города масштабное. Раз в два года в Екатеринбург съезжаются художники со всего мира, говорят о современном искусстве, знакомят с ним пришедших, обсуждают насущные проблемы и прощаются до следующей встречи. Казалось бы, на этом все. Но нет. По счастливому стечению обстоятельств места, в которых когда-либо проходила выставка, после нее оживают. Так было со зданием на Ленина, 49. После переезда типографии «Уральский рабочий» оно опустело, а с 2012 года там стали открываться одно заведение за другим. Иная участь настигла гостиницу «Исеть» — она хоть и не стала арт-отелем, как предполагалось, но внимание к памятникам конструктивизма привлекла. И вот сейчас — главной резиденцией IV биеннале выбран приборостроительный завод, о существовании которого культурная тусовка даже не подозревала.


До и после: как Уральская биеннале спасла «мертвые» здания и отдала их бизнесу

Фото: Александр Мамаев

Первым объектом, который зажил по-новому после индустриальной выставки, стало конструктивистское здание в самом центре города, на Ленина, 49. В 2010 году там проходила I биеннале современного искусства, а в 2012 — вторая. В то же время открылся Дом печати, вместе с которым в пустовавшие на тот момент помещения бывшей типографии «Уральский рабочий» стал приходить и другой бизнес.

По словам комиссара биеннале Алисы Прудниковой, кураторы проекта намеренно исследовали процесс джентрификации, поставив перед собой вопрос: что происходит, когда рабочие уходят с фабрики, а им на смену встают креативные менеджеры?

  • Фото: Александр Мамаев
  • Фото: Анна Майорова
  • Фото: Александр Мамаев
  • Фото: Александр Мамаев

— Во второй раз было много проектов, которые предназначались для паблик спейса (мест общего пользования, — прим. ред.), но оказались в биеннальной сфере. После в этом месте появились «Своя компания» и Дом печати, потому что они увидели, как пространство может жить своей жизнью и какой там поток людей. Ремонт проходил параллельно с биеннальным проектом.

Однако тот сценарий, по которому здание стало развиваться дальше, она не может назвать идеальным процессом. 

— Мы — музей и не можем дальше курировать все проекты. Должна появиться команда, которая берет на себя ответственность за будущее этих зданий. Недавно я говорила с ребятами, которые работали с заводом Воровского, они хотят реализовывать креативный кластер в Екатеринбурге. Но сейчас нет подходящего помещения, а тогда не было подходящей команды.

Несмотря на то, что Дом печати появился на Ленина в аккурат с биеннале, открывшие его рестораторы Валентин Кузякин и Дмитрий Крысов, события между собой не связывают. По мнению представителя агентства недвижимости «Татлинъ», которое занимается зданием, бизнес там развивался еще до 2009 года:

Пространтство клуба «Дом печати» Фото: Владимир Жабриков

— Якорными арендаторами стал «Читай город» в бывшем супермаркете «Сто тысяч книг», он и сейчас хорошо развивается. Потом зашли Дом печати и ресторан «Томми тунец». ГЦСИ к нам обратились и мы пошли навстречу. Но на проходимость и большой поток посетителей, скорее, повлияло открытие ресторанной улицы.

Что касается третьей биеннальной площадки, то на нее были сразу грандиозные планы — из гостиницы Исеть планировали сделать арт-отель по европейским стандартам. У таких отелей нет звездного ранга, а над каждым номером работает отдельный художник. 

  • Фото: Александр Мамаев
  • Фото: Владимир Жабриков
  • Фото: Владимир Жабриков
  • Фото: Владимир Жабриков
  • Фото: Владимир Жабриков
  • Фото: Владимир Жабриков

— Мне хотелось успеть сделать эту историю к Чемпионату мира по футболу. Здесь был должен появиться отельер, какой-то бизнесмен, который скажет «да». Я разговаривала с кучей людей, у которых горели глаза, но потом включается экономическая реальность. «Исеть» требует очень масштабной реконструкции.

Несмотря на неудавшуюся попытку, Алиса отмечает, что на волне музеефикации вокруг других памятников конструктивизма началось активное движение. Стали исследовать Городок Чекистов, отреставрировали Белую башню, а вскоре на Малышева появится музей квартиры-ячейки типа F. 

Нынешняя биеннале проходит в заброшенном здании Уральского приборостроительного завода, который после выставки обещают снести: оно считается непригодным для любого вида деятельности. Однако спасатели архитектурного наследия хотят изменить эту ситуацию и первый шаг уже сделали — место, в котором до этого не то, что никто не бывал, но особо даже и не знал о нем, преобразилось и ожило —  на трех этажах там расположились арт-объекты, которые можно смотреть, слушать и трогать.

То, что оно уже восстало из мертвых — факт, но что с ним будет — большой вопрос, на который можно будет ответить в конце ноября, когда завершится IV индустриальная революция. 

  • Фото: Александр Мамаев
  • Фото: Александр Мамаев
  • Фото: Александр Мамаев
  • Фото: Александр Мамаев
  • Фото: Александр Мамаев
  • Фото: Александр Мамаев

Самое популярное

Читайте также в разделе Город


вверх