«Как тут водку взять, Саш?». Репортаж с открытия самой масштабной выставки года

14 сентября 2017, 08:08
«Как тут водку взять, Саш?». Репортаж с открытия самой масштабной выставки года

Фото: Алексей Колчин

В Екатеринбурге второй день подряд открывается IV Уральская индустриальная биеннале современного искусства. 12 сентября выставку презентовали местному истеблишменту, 13 сентября основную площадку биеннале — приборостроительный завод — заполнили художники, представители светской тусовки и творческая молодежь. «Моменты» рассказывают, как прошло второе открытие самой масштабной выставки года.

Вход на открытие биеннале по пригласительным. Если в начале вечера их спрашивают у всех входящих, то спустя час просьба показать билет звучит все реже. Это ставит в тупик гостей, которые думали, что мероприятие будет только для избранной аудитории.

— Я на закрытой тусовке биеннале, — путаясь, говорит по телефону девушка. — То есть на открытии биеннале, в смысле на закрытом открытии.

Фото: Александр Мамаев

Дамы, которые надеялись покорить присутствующих внешним видом, тоже были неприятно удивлены — на приборостроительном заводе очень холодно, поэтому сотни людей ходили по помещению в шубах, куртках и пальто.

— Я приоделась, но снять куртку не рискну, — кутаясь в верхнюю одежду, озабоченно говорит гостья.

Согреть в такой ситуации могли разговоры об искусстве, но гораздо лучше с этой задачей справлялся алкоголь, около него и был особый ажиотаж. Гостям предлагали шампанское и белое сухое вино. Опытные люди знали, что на открытии выставок алкоголь заканчивается в первые полчаса, поэтому, едва зайдя в помещение, стремились к столу.

Творческая элита города на открытии биеннале. Фото: Александр Мамаев

Бесплатным алкоголем дело не ограничилось, на первом этаже время от времени раздавали лапшу в коробочках — и это невероятно порадовало пришедших на открытие студентов. Они встречали девушку с подносом еды так же трогательно как дети, впервые увидевшие Деда Мороза.

Но с еще большей радостью гости реагировали друг на друга — во всех концах огромной площадки они обнимались и чмокали друг друга в щеку. Если вы давно не видели друзей, то открытие биеннале — лучшее место, чтобы встретить всех. Так, всего лишь за первые пять минут на площадке можно было увидеть комиссара биеннале Алису Прудникову, директора Уральского филиала ГЦСИ Анну Пьянкову, директора музея Бориса Ельцина Дину Сорокину, арт-директора галереи Ельцин Центра Илью Шипиловских, руководителя агентства «Бюро 100» Анну Решеткину, участников промо-бюро «Теснота» Сашу Елсакова, Славу Душина и Дмитрия Безуглова. На открытии также были солист «Айфо» Степан Тропин, солист «Сансары» Саша Гагарин, фотограф Сергей Потеряев, художники Катя Поединщикова и Кирилл Бородин.

Сергей Перов (Руководитель РОСИЗО) и Алиса Прудникова (комиссар биеннале). Фото: Александр Мамаев

Вообще художников было, кажется, не меньше сотни. Но если екатеринбургских героев таких, как Виталий Волович, узнавали мгновенно, то с именами участников и гостей биеннале, приехавших из других стран, были большие проблемы. Организаторы определенно знали, что на открытии есть статусные гости, но назвать их по именам категорически не могли и просили уточнить у кого-нибудь другого. Ожидалось, что в этот вечер Приборостроительный завод посетит директор Музея Москвы Алина Сапрыкина, гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, директор центра современной культуры «Гараж» Антон Белов, гендиректор ВДНХ Екатерина Проничева, совладелица «Винзавода» Софья Троценко.

Но, как рассказал «Моментам» один из организаторов, никто из них на биеннале еще не прилетел. Из российских художников на открытии были Женя Мачнева, Павел Отдельнов, Таус Махачева, Татьяна Ахметгалиева, Саша Пирогова, Алексей Булдаков. Из зарубежных — Кристина Кубиш, Руди Десельер, Баби Бадалов. Последний рассказал «Моментам», что в Екатеринбурге он мало где успел побывать, зато съездил в Сысерть, где ему очень понравилось и теперь собирается поехать в Нижний Тагил. Однако Бадалов, художник, живущий во Франции и работающий с визуальной поэзией, в Екатеринбурге посетил Ельцин Центр, где ему не понравилось — «слишком стерильно». В ответ на это другой художник из Португалии отметил, что Ельцин Центр на него, наоборот, произвел большое впечатление, правда в целом в Екатеринбурге он чувствует себя как экзотичный персонаж — слишком не похож на местных жителей.

Фото: Александр Мамаев

Пока иностранные художники делились впечатлениями о городе, посетители гуляли по заводу, слушая рассказы медиаторов. Галерист Марина Альвитр, обойдя все этажи Приборостроительного завода, сравнила Уральскую биеннале с Московской молодежной биеннале, потому что в Екатеринбурге тоже представлено очень много молодых авторов.

Многие посетители отмечали, что на открытии внимательно посмотреть на работы невозможно — слишком много людей вокруг. Зато с легкостью можно наладить рабочие связи. Например, Кирилл Бородин пошутил, что уже успел показать некоторым гостям свои работы: «Не успел я достать проектор, как подошел человек и сказал: „О, интересно. Это ваше?“. Я понял, что теперь буду ходить по всем выставкам современного искусства, куда меня не берут, и пиариться».

Открытие на Приборостроительном заводе продолжалось с семи до десяти вечера. Ровно в 22:00 посетителей начали прогонять охранники. Особенно никто не расстраивался, потому что вечер только начинался — в «Мизантропе» ждала вечеринка открытия.

Фото: Алексей Колчин

К одиннадцати вечера в бар стеклись все те, кто вышел из Приборостроительного — Алиса Прудникова и Анна Пьянкова принимали поздравления с открытием биеннале, куратор основного проекта Жоан Рибас общался со всеми желающими; российские художники налегали на водку и пиво, иностранные выбирали джин-тоник.

— Как тут водку взять, Саш? — перекрикивая музыку, кричал в ухо Саше Елсакову молодой человек. К бару правда было не пробиться, хотя половина гостей предусмотрительно освобождала место для вновь прибывших и тусовалась на улице.

По слухам, вечеринка закрытия должна была пройти в Доме печати, но он, как говорили курящие около «Мизантропа» участники биеннале, «в последний момент всех опрокинул». На настроение гостей смена площадки никак не повлияла — было за полночь, рядом с баром, несмотря на холод, стояли десятки людей и негромко обсуждали современное искусство. Таксист, увозящий одного из гостей, удивленно рассматривал толпу: «Посреди недели — столько молодежи. Странно…». 

  • Фото: Алексей Колчин
  • Фото: Алексей Колчин
  • Фото: Алексей Колчин
  • Фото: Алексей Колчин
  • Фото: Алексей Колчин
  • Фото: Алексей Колчин
  • Фото: Алексей Колчин
  • Фото: Алексей Колчин
  • Фото: Алексей Колчин
  • Фото: Алексей Колчин
  • Фото: Алексей Колчин
  • Фото: Алексей Колчин
  • Фото: Алексей Колчин
  • Фото: Алексей Колчин

Самое популярное

Читайте также в разделе Город


вверх