За 100 рублей лучше кофе выпить. Кто решает, что будет смотреть и слушать Екатеринбург

4 декабря 2017, 19:30
За 100 рублей лучше кофе выпить. Кто решает, что будет смотреть и слушать Екатеринбург

Фото: Александр Мамаев

Каждый месяц в Екатеринбурге проходят десятки крупных культурных мероприятий — открытие выставок, гастроли театров, концерты и премьеры фильмов. За каждым из этих событий стоят люди, которые решают, что увидят горожане, а что пройдет мимо Екатеринбурга. «Моменты» поговорили с теми, кто отвечает за культурную повестку города, чтобы понять, чего и по какой причине лишается Екатеринбург, а что, наоборот, отличает столицу Урала от других российских городов.

В Ельцин Центре на днях завершилась «Территория» — московский международный театральный фестиваль, который впервые привезли в Екатеринбург. Горожане могли посмотреть спектакль трендсеттеров мирового документального театра Rimini Protokoll, увидеть постановку с участием «брусникинцев», послушать лекции Романа Должанского и поучаствовать в мастер-классе хореографа Евгения Кулагина, который создал «Диалог Данс», трижды получавший «Золотую маску». Для прогрессивной аудитории приезд в Екатеринбург «Территории» — большой подарок.

«Речь сразу не шла о том, чтобы угодить местной публике. Этим занимаются антрепризы. Наша задача — привезти качественную программу, познакомить людей с новым театром: с его практикой и теорией, — рассказывает «Моментам» руководитель театральной платформы «В Центре» Наталья Санникова. — Мне часто задают вопрос: на какую публику вы ориентируетесь? Могу сказать, что я ориентируюсь на себя. Если это интересно мне, значит, будет интересно еще десяти людям. Если беспрерывно показывать публике то, что она уже знает, то ничего нового не произойдет. Наша задача — сделать так, чтобы публика была готова к открытиям».

При этом спектакль, который, возможно, мог бы стать главным «открытием» для екатеринбуржцев, в город не приехал. Речь идет о получасовом перформансе Фернандо Рубио «Все, что со мной рядом», все время которого зритель проводит в постели с актером.  

«Это очень дорогой проект, несмотря на кажущуюся простоту, — объясняет причину его отсутствия в Екатеринбурге Наталья Санникова. — Так можно о многом спросить: почему этого не было? Почему того? Нельзя объять необъятного. Ну, или не все сразу».

Режиссер Дмитрий Брусникин на пресс-конференции по «Территории Ельцин Центра» в Екатеринбурге. Фото: Александр Мамаев

Ждать все и сразу уральских любителей театра годами учила директор арт-холдинга «Ангажемент» Татьяна Самойлова.

«Я вообще очень люблю премьерные проекты. Мы были первые, кто привез Евгения Гришковца, спектакли Някрошюса, Стуруа, театр Квартет И. Единственные в России, кто привозил Гоголь-центр, мюзикл «Метро» и многое другое. Это мы в свое время придумали возродить традицию больших гастролей больших театров», — вспоминала она в разговоре с «Моментами».

От насыщенной театральной жизни не отстает и кино: Екатеринбург стал третьим российским городом, где проходит крупнейший в стране фестиваль документального кино «Артдокфест». Открывать его в столице Урала будет президент фестиваля режиссер Виталий Манский. Правда в отличие от Москвы Екатеринбург не увидит всей программы «Артдокфеста». Причина, как объяснял «Моментам» Манский, в том, что Ельцин Центр, ставший площадкой фестиваля, просто не сможет вместить все показы. Поэтому в Екатеринбурге покажут только фильмы конкурсной программы. Порядка десяти режиссеров представят свои картины лично. «Мы в этом году в Екатеринбурге зажигаем», — констатировал президент «Артдокфеста».

Фото: Анна Майорова

В плане проката авторского кино горожанам тоже не на что жаловаться. По словам директора «Салюта» Сергея Федякова, картины в кинотеатр попадают благодаря требовательным зрителям, у которых есть запрос на некоммерческое кино.

«Для этой аудитории я как раз и работаю, стараюсь для нее держать пару эксклюзивных релизов. Порой это кино можно посмотреть только в Екатеринбурге, на Урале или вообще в стране. Например, документальный фильм «Самсара» полгода стоял в прокате и заработал полтора миллиона рублей», — добавил Сергей Федяков.

Интересно, что, несмотря на любовь екатеринбуржцев к авторскому кино, в городе не было проката фильма «Кроткая» Сергея Лозницы. В картине, которая в этом году была номинирована на «Золотую пальмовую ветвь», сыграли актеры «Коляда-театра». Но даже с такой мощной привязкой к городу уральские кинотеатры не стали закупать картину.

«Вроде хороший фильм, но никто не стал с ним работать, — замечает Федяков. — У меня нет такой возможности:  даже в нашем маленьком кинотеатре одновременно идет порядка 14 фильмов. По каждому есть обязательства по срокам, по количеству сеансов, поэтому мы просто физически не можем его вместить».

Сергей Федяков на премьерном показе фильма «Матильда» в «Салюте». Фото: Анна Майорова

При этом в том же «Салюте» шел куда менее известный в международном масштабе фильм — документальная картина екатеринбургского режиссера Евгения Григорьева «Про рок».

«Это екатеринбургское кино. Если бы я был в Челябинске, я бы его не взял, но здесь я вижу в нем коммерческий потенциал. Билеты на него продавались даже за триста рублей. Я не уверен, что на «Кроткую» шли бы так же, несмотря на прессу и хороший пиар. Для «Салюта» у «Кроткой» потенциала меньше, чем у «Про рока», — добавил Сергей Федяков.  

Не только коммерческая составляющая становится важна, когда речь идет о приезде в Екатеринбург звезд мирового масштаба. Как рассказал «Моментам» продюсер «Телеклуба» Семен Гальперин, группы уровня Rolling Stones хотят сыграть для максимального количества зрителей, но в Екатеринбурге до недавних пор не было стадиона, который мог бы вместить всех желающих.

Фото: Кадр из фильма «Про рок»

«Музыкант в принципе был бы рад сыграть и в Первоуральске, и в Ревде, и в Алапаевске, но получается, что в этом нет смысла, потому что он может выступить в Париже, Берлине, Лондоне, Риме и Нью-Йорке. Наша задача внести Екатеринбург в этот список самых лучших для артистов рынков», — поделился с «Моментами» Гальперин.    

Если для организаторов концертов самой большой проблемой становится пригласить звезду, то для тех, кто занимается выставочной деятельностью, еще сложнее заманить посетителя.

Выставка «Единомышленники» в Арт-галерее Ельцин Центра. Фото: Александр Мамаев

«Меня, конечно, больше всего удивляет, что цена — даже в 100 рублей, как у нас в галерее, это серьезный фактор, который останавливает посетителя. То есть чашка кофе за эти деньги, кажется, представляет для большого количества людей большую ценность. Мне этого никогда не понять», — поделился руководитель арт-галереи Ельцин Центра Илья Шипиловских.

Он также добавил, что арт-галерея старается привозить вещи, которых в Екатеринбурге еще не было. Например, выставку «Единомышленники».

«В ее состав входили работы классиков искусства ХХ века — Роберта Раушенберга, Нео Рауха, Трэйси Эмин — интересующийся человек читает про этих авторов в книжках, а у нас можно было увидеть их вживую. В целом, при составлении плана я исхожу из того, что люди в городе живут разные, приезжают из других городов и стран тоже разные, на всех не угодишь, но надо стараться быть интересным максимальному числу. Галерея Ельцин Центра — это место, где показывают вещи, иметь мнение о которых обязательно для современного образованного человека», — заключил Шипиловских.

Директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин добавил, что в городе, несмотря на высокий уровень культурной жизни, не хватает инфраструктуры.

«Нет большого концертного и большого выставочного зала. Это две лакуны, которые надо заполнить», — считает Корытин.

В целом, судя по ответам героев, чья работа заключается в том, чтобы знакомить горожан с новыми произведениями и формами искусства, екатеринбуржцы одновременно и хотят получать новинки, и боятся за них платить. У самого города тоже есть несколько старых проблем, решив которые, можно надеяться, что в Екатеринбург потянутся новые звезды и форматы.  

Самое популярное

Читайте также в разделе Город


вверх