«Как в сортире или на кладбище». Каким увидят центр Екатеринбурга иностранцы, если приедут за полгода до мундиаля

6 декабря 2017, 19:33
«Как в сортире или на кладбище». Каким увидят центр Екатеринбурга иностранцы, если приедут за полгода до мундиаля

Фото: Александр Мамаев

Чудовищный бехатон, кафельные «могилки», скамейки с видом на стену и мрачные указатели, которые сливаются с серым городским пейзажем — все эти картинки, отдаленно напоминающие Сайлент Хилл, на самом деле часть современного центра Екатеринбурга всего за полгода до старта мундиаля. Несмотря на старания группы дизайнеров, которые в сотрудничестве с мэрией взялись за навигацию, символику и промышленный дизайн городской среды, в «сердце» уральской столицы наблюдается визуальный диссонанс. Чтобы понять, с чем Екатеринбург подходит к главному спортивному событию в своей жизни и успеет ли город стать местом, куда не стыдно привезти иностранца, отправляемся на прогулку в компании урбаниста Дмитрия Москвина.

                                                            ●●●

Экскурсия оказывается богатой на казусы. Больше всего вопросов к навигации. Складывается ощущение, что карты и указатели берут курс на обманутые ожидания. Стоим перед стрелкой на Historical public garden — именно так перевели на английский Исторический сквер — и мечтаем увидеть роскошный городской сад, а на деле оказываемся на Плотинке, которая явно не дотягивает до зеленой зоны.  

— Для оформления новых указателей взяты классические иконки, которые можно найти в любом путеводителе или карте и которые совершенно не сочетаются с нашими достопримечательностями. Например, часовня святой Екатерины в своем обозначении больше похожа на древнерусский религиозный объект, а Исторический сквер обозначен капителем (верхняя часть колонны — прим.ред.), что выглядит нелепо, потому что ничего античного в сквере на найти«, — говорит Дмитрий Москвин.

Дмитрий Москвин считает, что указатели будут навевать тоску в хмурую дождливую погоду. Город и без того серый, дизайнеры могли поиграть с цветами. Фото: Александр Мамаев

Выбор объектов, размещенных на указателях, порождает множество „почему“. Например, почему часовня святой Екатерины важнее памятника конструктивизму гостиницы „Исеть“, почему отсылка к стадиону „Екатеринбург Арена“ появляется только вблизи Дворца молодежи или почему гостям нужно указывать на капсулу времени, история которой не считывается без участия гида.

Прекрасный вид открывается, когда стоишь у капсулы времени, еще одни городские достопримечательности — урны и кондиционер.  Фото: Александр Мамаев

Новые указатели выбиваются из стилистики уже устаревших карт города, которые помимо своей непригодности демонстрируют отсутствие логики у тех, кто их установил. Подходим к желто-зеленому сооружению вблизи водонапорной башни. С одной стороны карта на русском языке, с другой — на английском. Объект установили настолько близко к ограждению, что добраться до иностранного варианта получится только у худосочных гостей. Прекрасная иллюстрация проявления заботы о туристе.  

Добротный американец вряд ли пройдет, — смеется Дмитрий Москвин. Фото: Александр Мамаев

 

Еще одна нелепость — установка карт вдали от пешеходного траффика, например, у кинотеатра „Салют“ или что еще страшнее рядом с парковой УрФЮИ, куда вряд ли ступит нога туриста.

— Куда поставили и для чего — эти вопросы вообще никого не волнуют, работа исполнена, галочка поставлена, деньги освоены, — рассуждает профессор УрГАХУ Леонид Салмин, который поообщался с нами по итогам прогулки.  

Помимо всего прочего дизайнеры не посчитали нужным унифицировать указатели и добавить в них ряд важных значков вроде ресторана, обмена валюты, да и элементарных WC. Не исключено, что в период мундиаля в городе появятся временные туалетные конструкции, и это будет шок для всех, считает Дмитрий Москвин.

Карта-стела у Дворца молодежи оказалась одним из самых удачных навигаторов, по мнению Москвина. Фото: Александр Мамаев

Передвигаемся по центру Екатеринбурга вдоль красной линии, история которой, по мнению урбаниста, остается нераскрытой для иностранцев.

— Для тех, кто понятия не имеет о создании таких разметок в городах, линия останется всего лишь неровно нанесенной полосой, — говорит Москвин.

Под ногами мелькает не только разметка, но и все оттенки мощеного Екатеринбурга — мы наблюдаем за тем, как один вид плитки резко сменяется другим, но чаще всего пространство оказывается во власти бехатона.

— Качество этого материала чудовищно. Мы — город, стоящий на камне, у нас полно гранитных карьеров, так почему нельзя использовать хорошую плитку? — задается вопросом профессор Салмин.

Плотинке не хватает паблик-арта и понятных обозначений. Фото: Александр Мамаев

Дмитрий Москвин рассказывает, что бытует версия, будто Москва выкупила весь гранит на Урале для мощения своих улиц, оставив сапожника без сапог.

— Есть ощущение, что включилась советская логика провинциализации России на фоне глобализации Москвы. Столица станет витриной и будет демонстрировать передовую страну с велодорожками, паблик-артом, музеями, и этого достаточно, чтобы отвести взгляд от того, что творится за пределами МКАДа», — рассуждает Дмитрий Москвин.

Екатеринбургские лавочки смотрят в забор, стену, витрину, на парковку — отличное место для релаксации и рефлексии. Садимся и смотрим на забор. «Может, ворота откроются, и будет происходить перфоманс», — шутит урбанист. Фото: Александр Мамаев

Двигаемся дальше. Автобусные остановки — еще одно дизайнерское фиаско. Даже абсолютно новые сооружения с символикой города, английскими названиями и обновленными урнами оказались начинены разными по стилю лавочками и лишены расписания общественного транспорта.

Новую урну поставили, старую убрать не удосужились, или это фишка такая? Фото: Александр Мамаев

Неудачная попытка информирования зарубежных гостей обнаружена на остановке вблизи станции метро «Площадь 1905». Сама таблица носит английское название, но расписание автобусов приводится на русском, да еще и с сокращениями — получился очень даже качественный ребус для иностранцев.

Новые остановки не согласуются по стилю. Диссонанс стал доброй традицией в городской среде. Фото: Александр Мамаев

Очередной памятник нелепости возвышается вблизи Ленина, 8. На фоне цивилизованного фасада здания предательски выросла могилка из кафеля с железным памятником.

— Понятно, что это объект электросетей, а обслуживающие службы как сумели, так и облицевали постамент. Сделали это на уровне своих эстетических представлений, чтобы было красиво и гигиенично, как в сортире или на кладбище«, — говорит профессор Леонид Салмин.

Городу явно не хватает эстетического воспитания. Фото: Александр Мамаев

Уходим с улицы в подземку. Метро оказывается не меньшим рассадником абсурда. Карты метрополитена вводят в заблуждение наличием нескольких веток метро, а стены украшены фотографиями с видами города, которые представляют набор картинок, а не цельный сюжет.

— Мысль понятна: мы хотим продемонстрировать гостям красивый образ города, но нужно правильно подбирать место позиционирования. Можно просматривать фото Екатеринбурга в сети, сидя в Дюссельдорфе или Урюпинске, и думать: „Вау, какой красивый город!“. Когда же человек приезжает в Екатеринбург, гуляет по его улицам, видит минусы, а потом спускается в метро и натыкается на идеальные изображения, у него создается впечатление — мне наврали», — говорит Леонид Салмин.

Некоторые из снимков в метро не только не сочетаются по сюжету, но и не могут похвастать хорошим качеством печати. Фото: Александр Мамаев

В конце прогулки приходим к печальному выводу: даже чемпионат мира по футболу не сподвиг власти Екатеринбурга выработать единую стратегию работы с городским пространством. На основе увиденного складывается ощущение, что даже та малая часть трудов, брошенных на обустройство центра, проделана не ради жителей и гостей, а ради отчетности.

— К позитивному результату мы придем только тогда, когда перестанем привязывать вопросы благоустройства к каким-то событиям, — считает Леонид Салмин. — Екатеринбург нужно обустраивать не от случая к случаю и заботиться не только о приезжих, но и о комфорте местных жителей, тогда будет какой-то результат.

 

Площадка перед «Пассажем» — настоящий ад для перфекциониста. Фото: Александр Мамаев

                                                            ●●●

Успеет ли мэрия в срок разобраться с диссонансом в центре уральской столицы, сказать сложно. Дмитрий Москвин не исключает, что в мае, когда сойдет снег и останется месяц до старта мундиаля, город окажется в блокаде: жителей будут окружать раскопки, пыль, грязь и временные конструкции. Так что начинаем запасаться терпением и ждем ответов от дизайнеров. 

Прогулки по Екатеринбургу пока не отличаются комфортом. Подождем лета. Фото: Александр Мамаев

Самое популярное

Читайте также в разделе Город


вверх