«Я — гражданин мира». Кто избавил екатеринбуржцев от комплекса провинциальности

12 декабря 2017, 20:56
«Я — гражданин мира». Кто избавил екатеринбуржцев от комплекса провинциальности

Фото: Владимир Жабриков

Пару лет назад в Екатеринбург приезжал поезд ВГИКа — студенты самого известного киновуза страны снимали на Урале документальный фильм. Мне поручили водить съемочную группу по городу. Молодой режиссер бесконечно восхищался: «А это не такой маленький город, как я думал!», «У вас есть метро? Потрясающе!», «Здесь такой темп жизни — гораздо медленнее, чем в Москве. Мне очень нравится!». Слушать было приятно, правда, к каждому своему лестному комментарию он добавлял: «Обожаю провинцию!».

Через пару дней подруга спросила, что думает о Екатеринбурге столичный режиссер. «Он не посчитал Екатеринбург провинцией?» — почему-то спросила она. «Нет», — зачем-то соврала я. Возможно, дело было в старом комплексе — мы боимся, что Екатеринбург посчитают провинциальным городом, поэтому постоянно даем ему приставку «столица». Начиная от привычного «столица Урала» и «столица конструктивизма», заканчивая «столицей уличного искусства» и даже «столицей гастрономии».

Фото: Владимир Жабриков

Любое сравнение с Москвой кажется комплиментом, поэтому крупные городские события обсуждаются с позиции, прошли они «как в Москве» или нет. Чтобы показать статус мероприятия, на него приглашают столичных гостей, а не новых своих героев. Последний такой пример — открытие ночного клуба в Ельцин Центре, на котором отметились Рената Литвинова, Гоша Рубчинский и Александр Роднянский.

«Все звезды (а также все деньги, карьеры, репутации) делаются в Москве. Так устроена страна. Она москвоцентрична. Даже екатеринбургский герой, чтобы его начали воспринимать как героя, должен пройти через Москву — то есть через большие медиа. На самом деле, в Москву на такую вечеринку тоже позвали бы Литвинову, Рубчинского и Роднянского, и по той же самой причине — не потому, что они специальные московские герои (Роднянский вообще полжизни в Киеве прожил), а потому, что это лица из телевизора. Наверное, когда-то это изменится, но пока так», — считает журналист, экс-редактор журнала «Афиша» Юрий Сапрыкин. 

Рената Литвинова на концерте Rag’n'Bone Man в Center Club.  Фото: Марина Молдавская

Московские рестораторы в свою очередь в разговоре с «Моментами» предполагают, что Екатеринбург не менее значим, чем столица, уральцам просто нужно это осознать. «Возможно, москвичи привили такую идею всей стране, что это центр России, а то и всего мира», — добавляют они.

Разговоры в духе «Екатеринбург — это провинция?» ведутся бесконечно, комплекс провинциальных городов есть везде, вопрос — как его преодолеть и нужно ли вообще об этом постоянно говорить.  

«На мой взгляд, деление столица — провинция устарело, — рассказал завсегдатай всех громких городских тусовок, директор по развитию „Атомстройкомплекса“ Виктор Ананьев. — Правильнее: глобальный город или нет. На сегодня Екатеринбург — это северо-восточный анклав глобального мира. О комплексе провинциальности я от вас впервые слышу. Я ощущаю себя гражданином мира, живущим и работающим в Екатеринбурге».

Для московских героев вопрос столичности и не столичности тоже давно не стоит. Так, например, светский обозреватель SNC Юлия Пош, которая приехала на несколько дней в Екатеринбург и побывала в местных клубах, уверенно заявляет: в плане моды горожане не должны подражать москвичам.

Фото: Александр Мамаев

«Что касается несомненных плюсов Екатеринбурга, приятно удивили местные клубы и бары. Вполне на уровне — и музыка, и дизайн, и атмосфера. Публика тоже, в целом, приятная — „Мизантроп“, например, мог бы вполне вписаться в картину Москвы, On bar тоже произвел очень приятное впечатление. Если говорить о моде и о том, как выглядели большинство людей, встреченных мной, то очевидно одно: „если в Москву нулевые снова возвращаются, то из Еката они, кажется, не уходили“. Бесконечные норковые шубы и наряды в стиле „все лучшее сразу“, конечно, не могут не вызывать улыбку, но девушки во всем этом вполне гармонично выглядят на фоне бенгальских огней, зажженных под вынос Moët & Chandon» — рассказала «Моментам» Пош.

Правда уральские мужчины от светского обозревателя все-таки получили пощечину: по ее словам, в Екатеринбурге нужно переодеть всех мужчин. «Даже многие представители элиты выглядят так, будто вчера откинулись из тюрьмы» — добавила она.

Вечеринка 4-й Уральской современной биеннале в клубе Мизантроп. Фото: Алексей Колчин

В упомянутом Юлией Пош On bar чаще всего выступают местные артисты — их представления стоят дешевле, чем московских, по качеству они тоже не уступают. То, что в городе есть запрос на местных героев подтверждают директор екатеринбургского Театра оперы и балета Андрей Шишкин и директор кинотеатра «Салют» Сергей Федяков. Первый рассказывал, что приглашает уральских режиссеров ставить спектакли, потому что хочет, чтобы зрители шли на уральских, а не приезжих звезд. Федяков в разговоре с «Моментами» говорил, что показывал в «Салюте» фильм екатеринбургского режиссера Евгения Григорьева «Про рок», потому что этот фильм — история про нас.

Та же ситуация и в ресторанном бизнесе: мы больше ждем, когда откроется — условно — новый ресторан Валентина Кузякина, чем приход в город новой московской сети. Мы медленно, но преодолеваем комплекс провинциальности. 

Самое важное

Самое популярное

Читайте также в разделе Город


вверх