Триумф оперного и мировое признание биеннале. Культурные итоги 2017 года

28 декабря 2017, 01:19
Триумф оперного и мировое признание биеннале. Культурные итоги 2017 года

Продолжаем подводить итоги 2017 года и кратко рассказываем о самых, на наш взгляд, запомнившихся событиях из сферы культуры, которые произошли в Екатеринбурге в этом году.

                                                            ●●●

Выставки

Главным событием 2017-го, безусловно, стала Уральская биеннале современного искусства. Вы наверняка этой осенью хотя бы раз побывали на Приборостроительном заводе и послушали о том, что такое «новая грамотность». И московское, и региональное арт-сообщество признало уральскую биеннале как одну из самых — или даже самую — качественных в стране. Ее даже признали лучшей на мировом уровне — вместе с выставкой Музея изобразительных исскуств она вошла в двадцатку наряду с экспозициями музеев Лондона, Парижа и Токио. Главный вопрос этой выставке был в том, что станет с площадкой — Приборостроительным заводом. Ответ до сих пор остается загадкой.

Кстати, именно для уральской биеннале сделал свой новый проект самый известный уличный художник Екатеринбурга Тимофей Радя: на крыше завода до сих пор светятся еще одни вопросы без ответа «Кто мы, откуда, куда мы идем».

Фото: Владимир Жабриков

Еще из того, чем мы можем гордиться в 2017 году: благодаря сотрудничеству Музея современного искусства «Гараж» и Ельцин Центра впервые в Екатеринбурге была показана экспозиция, которая объединила работы художников с мировым именем и одновременно показала новые подходы к подаче информации. Речь идет о выставке «Единомышленники», на которой десятки работ современных авторов были дополнены тифлокомментариями и тактильными моделями для незрячих людей.

Фото: Александр Мамаев

Если вам хочется не только читать об искусстве, но и успеть увидеть лучшее в уходящем году, советуем сходить в Музей изобразительных искусств на выставку «Ясновидцы грядущего». По словам директора музея Никиты Корытина, это лучшая выставка авангарда в стране. До 14 января там представлены полотна Наталии Гончаровой, Давида Бурлюка, Владимира Маяковского, Михаила Ларионова.

Фото: Александр Мамаев

Кино

Самая громкая история в мире российского кино — многострадальный выход в прокат фильма «Матильда» Алексея Учителя. История взаимоотношений Николая II и балерины Матильды Кшесинская так потрясла отдельных людей, что один из них протеста ради в сентябре въехал в кинотеатр «Космос» и поджег его.

Инцидент обсуждали во всей России, но, пожалуй, самые пламенные разговоры велись на проходящем в это же время Уральском фестивале российского кино. Крупнейший киносмотр страны порадовал программой виар-фильмов, привезенных с Каннского фестиваля, и показом фильма Лозницы «Кроткая», но в целом фестиваль разочаровал: не смог выдержать звездной планки, которую задал в 2016 году. Как объясняли организаторы, известных кинематографистов на Уралкинофесте было меньше, потому что в этом году он начался раньше, чем в предыдущем и совпал со многими другими международными фестивалями.

Фото: Анна Майорова

К слову о «Кроткой»: в нем снялись артисты «Коляда-театра», Василина Маковцева стала международной звездой, а фильм показали в Каннах. Правда в широкий прокат екатеринбургских кинотеатров фильм так и не попал.

В отличие от документальной комедии «Про рок» Евгения Григорьева. Это фильм о трех уральских рок-группах, участники которых никак не могут определиться, чем им заниматься в жизни и какое место в ней занимает музыка. Фильм шел в «Салюте», посмотреть истории о собственных героях екатеринбуржцы хотели даже за триста рублей.

Фото: www.kinopoisk.ru

Еще одно важное событие в киномире Екатеринбурга: в начале 2017 года в Ельцин Центре открылся киноклуб. За год там представили свои фильмы лучшие режиссеры страны.

Но самый необычный показ в кино был, пожалуй, в кинотеатре «Пассажа», где была показана прямая трансляция матча «Урала». Сотни болельщиков кричали во всех голос, болея за своих, но вели себя при этом более чем прилично.

Театр:

Пожалуй, самое ожидаемое назначение этого года: Евгения Умникова стала директором ТЮЗа. Главный герой Екатеринбурга Николай Коляда в 2017-м вышел за пределы Екатеринбурга и открыл в Москве собственный театр. Через несколько месяцев, в декабре, он стал героем самого трогательного видео этого года: на ролике он в день рождения получает из рук Тамары Зиминой ключи от автомобиля, который подарили ему артисты театра. Коляда не смог сдержать счастливых слез и заплакал за рулем новой машины.

В Екатеринбург в этом году отметился гастролями театров, которые у нас никогда не были: приехал «Театр.doc» и несколько спектаклей было показаны в рамках московского фестиваля «Территория».

Екатеринбургский оперный отметил 105-летие, а ранее — в апреле — был номинирован на 12 «золотых масок». Больше было только у Большого (извиняемся за тавтологию) театра.

Этот год был насыщенным на фестивали, премьеры, открытия и «Золотые маски», хотя есть версия, что пальму первенства у екатеринбургских деятелей все же отняли приезжие звезды. 

 Совместный проект «URA.RU» и «Моментов»

Самое популярное

Читайте также в разделе Город


вверх