Столичность, процветание или скромность. Какой храм на берегу Исети определит будущее Екатеринбурга

3 февраля 2018, 08:57

С тех пор, как в Екатеринбурге было решено построить храм на Октябрьской площади, на берегу, городская общественность замерла в ожидании — каким он будет. Ведь стилей, в которых может быть выполнен даже традиционный православный храм — множество, но не каждый из них подойдет нашему городу и будет уместно смотреться на набережной. «Моменты» решили выяснить, какой храмовый стиль будет самым актуальным для нового храма на Октябрьской площади.


Столичность, процветание или скромность. Какой храм на берегу Исети определит будущее Екатеринбурга

Очевидно, что предыдущий проект Храма Святой Екатерины на новом месте не может быть реализован — он попросту не вписывается в контекст. По мнению кандидата архитектуры, профессора Михаила Голобородского, неуместной будет и современная архитектура: во-первых, она слишком коммерческая изначально и храм рискует превратиться в подобие торгового центра, а во-вторых обширное остекление, которое сейчас в моде, недолговечно. В то время, как именно долговечность — это одно из свойств монументальной архитектуры. Поэтому мы обратились к более знакомым, проверенным временем стилям.

Петровское барокко

Петр I дал городу толчок для дальнейшего развития, а архитектуры в духе его времени здесь практически нет. Поэтому можно попробовать использовать  в храмостроении именно петровское барокко. К тому же, этот стиль вполне отвечает требованиям, которые диктует градостроительный контекст. Чтобы в него вписаться, храм должен быть простым, декор его — сдержанным, а фасады — плоскими. 

Меншикова башня в Москве в стиле петровского барокко. Фото: raven-yellow.livejournal.com

Однако рассматривать тот или иной архитектурный стиль следует не только с точки зрения его уместности в городской среде, но и в контексте истории. А петровские времена были далеко не самыми лучшими для Русской православной церкви, а потому сегодня она старается не обращаться к петровскому барокко и классицизму. Это нельзя не учитывать.

Нарышкинское барокко

В городе нет ни одного здания в стиле нарышкинского барокко, которое объединило в себе традиции западноевропейской архитектуры и русского деревянного зодчества, этот стиль стал в свое время связующим звеном между старой столичной архитектурой и только зарождающимся тогда петровским барокко. Ориентируясь на лучшие западные образцы, он при этом сохранил «русскость», национальную идентичность. Кроме того, храм, объединивший в себе европейскую и русскую традиции, будет органично смотреться в центре города, стоящего на границе Европы и Азии.

Двойник Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, выполненный в стиле нарышкинского барокко, вполне может вписаться в рельеф Октябрьской площади. Коллаж: Наталья Чернохатова

Новгородский стиль

Еще один яркий период в истории храмостроения — новгородское зодчество. Храм в этой стилистике вполне подходит под описание идеального здания для Октябрьской площади — он монументален и имеет целостную композицию, устремленную вверх. В то же время в нем есть некоторая асимметричность, свободная пластика, которая сочеталась бы с формообразованием окружающих его зданий, а белый камень, из которого строят такие храмы, выгодно выделял бы его на общем фоне. Абсолютно самобытный, без заимствований стиль подчеркивает уникальную судьбу русского православия.

Георгиевский собор Юрьева монастыря (новгородский стиль) — пример храма, который вписался бы в ансамбль набережной.  Коллаж: Наталья Чернохатова

Белокаменное зодчество

Еще один приемлемый вариант для Екатеринбурга — Успенский собор во Владимире, ставший образцом для многих русских православных храмов. Для столицы Урала он актуален в первую очередь по стилистике — выгодный белый цвет, лаконичная белокаменная резьба. Но важна и сакральная сущность этого типа храмостроения. Оно отсылает нас пусть не к зарождению христианства на Руси, но его раннему периоду, что позволит екатеринбуржцам постоянно видеть перед собой собственное прошлое. Это возвращение к корням, напоминание о том, что дало православие стране в целом и Екатеринбургу в частности.

Успенский собор во Владимире (белокаменное зодчество) прекрасно выглядит на фоне воды. Коллаж: Наталья Чернохатова

Византийская архитектура

Если обращаться к истории, то можно пойти еще более в глубь веков и найти вдохновение в истоках православия, византийской архитектуре. Тут невозможно не вспомнить признанный шедевр православного храмостроения, который находится в Стамбуле, бывшем Константинополе. Собор Святой Софии идеальный храм, ставший образцом для всех более поздних храмов православных христиан. В XV веке он был захвачен и превращен в мечеть, а по разным сторонам его выросли минареты. Сейчас собор превращен в музей, и службы в нем не проводятся.  Вернуть православным главный собор, пусть и в качестве копии или подобия — достойная миссия.

Сдержанный и в то же время величественный облик Собора Святой Софии прекрасно коррелирует с общим образом города.

Неовизантийская архитектура

Если не углубляться так далеко в историю, то можно обратиться к неовизантийской архитектуре. В Екатеринбурге она представлена Александро-Невской часовней в дендрарии на улице 8 марта и небольшой краснокирпичной церковью Всех Святых в Новотихвинском монастыре. Но оба эти строения нельзя назвать монументальными, а неовизантийский стиль достоин занять больше места в Екатеринбурге. Тем более, что он был распространен в XIX веке, когда город начал активно развиваться благодаря добыче полезных ископаемых и местным промыслам

Базилика Сан-Витале, яркий представитель неовизантийской архитектуры, уверенно вписывается в ландшафт набережной. Коллаж: Наталья Чернохатова

Псевдорусский стиль

И, наконец, можно пойти путем не самым близким православию, но самым привлекательным с точки зрения туризма — создав собственное подобие московского храма Василия Блаженного и петербургского Спаса на Крови. Оригинальные храмы с интересным экстерьером есть в обеих столицах, так почему бы и столице Урала наконец не присоединиться к ним? Такая эстетика стойко ассоциирует со столичностью, богатством и процветанием города.

Храм Василия Блаженного - яркий представитель псевдорусского стиля. Коллаж: Наталья Чернохатова

Самое важное

Самое популярное

Читайте также в разделе Город


вверх