Ельцин Центр и оперный театр объединились ради балета
Перед фотографией Матильды Кшесинской стоят две девушки и делают ставки, сколько скандально знаменитой балерине на ней лет. Спор продолжается рассуждениями о стандартах красоты: «Раньше даже балерины были полнее, если бы сейчас осталась эта мода, не пришлось бы сидеть на диетах», — удрученно вздыхает одна из собеседниц.
Снимкам этим больше ста лет, но сегодня они заиграли другими красками (в прямом смысле этого слова). Черно-белые картинки превратились в цветные коллажи, послужили основной для 3D масок и вошли в экспозицию под общим названием Ballet Imperial, которая открылась в Ельцин Центре.
Классика тут идет в ногу со временем и по-другому, кажется, быть не может, ведь повод располагает сам по себе. Выставка открывает год 200-летия со дня рождения Мариуса Петипа, великого хореографа, создавшего русский классический балет. Вторым предлогом собраться стала грядущая премьера балета «Пахита» в оперном театре. Как объясняет директор оперного Андрей Шишкин, выход за стены театра — эксперимент для них не новый, но вполне логичный.
«Мы стараемся делать из премьеры целое событие. Впервые это произошло на спектакле „Пассажирка“. И мы решили продолжить эту практику. Таким образом мы демонстрируем то, что театр, который ассоциируется с чем-то консервативным, может и в 105 лет говорить с современным поколением на их языке».
Соломенный самолет, в котором «сидит» труппа балета. Работа художника Марии Плаксиной. Фото: Наталья Чернохатова
Худрук балета Вячеслав Самодуров, ставший инициатором показа на пару со своим помощником Богданом Корольком, объясняют, почему был выбран именно этот формат и благодарят дружественную площадку — Ельцин Центр за возможность устроить такой вернисаж. К слову, представителей главной культурной площадки тут много — в зале можно увидеть директора музея Ельцина Дину Сорокину и директора арт-галереи Илью Шипиловских.
Получилось такое смешение эпох — вы слышите, как диктор рассказывает о жизненном пути первого президента России (действо происходит на третьем этаже), смотрите на фотографии 1890—1900 годов, которые с легкой руки современных художников заговорили на языке 21 века. Леонид Салмин, архитектор и один из авторов этой выставки назвал такой формат «баловством», но оправданным — мол, как по-другому объяснить новому поколению, кто такой Мариус Петипа и что Моцарт писал музыку не для рингтонов.
Первые посетители (а тут и студенты, и те, кто постраше) смотрят на все внимательно и осторожно. В особенности, разводят руками у странного экспоната из соломы — объемного самолета, из иллюминаторов которого выглядывает труппа балета. Еще одной заметной работой стали 3D маски Антона Якубова-Царикова, сделанные по фотографиям балерин — вот попробуйте угадать, кто из них кто. Возможность увидеть балет в новом свете продлится до 4 марта, а в скором времени и в самом оперном ожидается премьера — «Пахиту» покажут уже 22 февраля.