Екатеринбуржцев балуют тортами из просрочки. Анонимный блог кондитера
Нашумевшая российская комедия «Я худею» про растолстевшую героиню Александры Бортич рассказывает о нелегкой доле кондитера, но, поверьте, далеко не в самых ярких красках. «Моменты» нашли в Екатеринбурге коллегу киношной Ани, для которой проблема набора веса оказалась не самой большой бедой. Об изнанке профессии в очередном анонимном блоге рассказывает бывший сотрудник крупной кондитерской фирмы, поставляющей торты на Средний Урал.
***
Я пришла в профессию несколько лет назад с красным дипломом. С детства любила готовить десерты. Устроилась в цех по оформлению тортов одной кондитерской и за год работы набрала в весе 20 килограммов. Оказалось, что это не рекорд — моя подруга поправилась на 36. Спасал тот факт, что мы производили низкокалорийные торты, в противном случае показатели могли быть гораздо выше, ведь мы съедали немыслимо много.
Трудились по 12-14 часов, так что потом отнимались ноги. Постоянные дегустации и «чайные церемонии» в промежутках между работой не прошли бесследно. Нормальной здоровой еды не хотелось, перебивали аппетит сладким, поэтому на обеде отказывались от салатов и горячего. Если круглосуточно есть сладости и выпечку, конечно, в таких условиях вырабатывается зависимость, мозг отключается.
Как бы там ни было, мне нравилось придумывать яркие оформления для тортов, в том числе праздничных десертов. В нашем случае история про возможность повара приносить домой еду с производства — стереотип. Накладные, охрана и видеонаблюдение этого сделать не позволяли, можно было заказать торт у самих себя за деньги и сделать так, как хочется.
Казалось, даже набранные килограммы не стали бы причиной моего ухода из профессии, если бы не болезнь, заработанная на производстве.
Буквально через год у меня пошла сыпь: сначала на лице, потом по всему телу. Прошлась по диагностическим центрам, выявили аллергию на мучной компонент и добавки к хлебобулочным изделиям.

Во время приготовления тортов мы использовали растительные сливки, которые продлевают тортам жизнь, а также красители и порошок из переработанных испорченных яиц вместо натурального продукта. Разводишь его, и по всему цеху жуткая вонь.
Как правило, срок годности наших тортов истекал достаточно быстро, потому что оформление было фруктовым. Скоропортящаяся продукция быстро списывалась магазинами, после чего просрочку возвращали нам и требовали перерабатывать и добавлять в свежую выпечку. То есть новый бисквит готовили с примесью уже подпорченного, из него получались торты и пирожное вроде «Картошки».
Бывает, сделаешь торт, потом придешь в магазин, посмотришь какой у него ужасный внешний вид, думаешь, вроде вчера только делал, а тут такое. Даже покупать не хочется. Сразу становилось ясно: этот из партии с примесью просрочки. Такую продукцию мы обычно не дегустировали и даже говорили руководителям, что нужно выбрасывать торты с истекшим сроком годности, но от нас требовали добавлять их в выпечку. За неисполнение грозили вычетом из зарплаты. Иногда все же удавалось тайком выбросить «вторичку» в мусор.

Понятно, что на малых производствах люди работают на качество, но это не про нас. Через меня проходило по 105 килограммов десерта за смену, от объемов зависела зарплата, правда, это были копейки. О качестве тут не думали, как и о здоровье. Мы заработали варикозное расширение вен, лишний вес, от горячих печей нередко повышалось артериальное давление, лопались сосуды в глазах. Девочкам приходилось самостоятельно переносить 50-килограммовые баки.
После ухода с кондитерской фабрики я устроилась в один элитный лобби-бар Екатеринбурга. Уже тогда там использовались замороженные торты. Вредного в них ничего нет, просто таким способом изготовитель продлевается срок службы продукта. Нам привозили торты на заказ, мы размораживали их и оформляли перед подачей.
Несмотря на кучу минусов в нашей профессии, люди не спешат ее оставлять, как ни крути, это все-таки любимое занятие. Знаю только, что многие девочки, с которыми мы работали вместе, сейчас стараются открыть свое дело, выпекать торты в домашних условиях и по своим правилам.
Иллюстрации: Эмма Мирзоян