Уральцы из списка Forbes нашли новый способ вложить деньги

9 апреля 2018, 00:02
Уральцы из списка Forbes нашли новый способ вложить деньги

Фото: Александр Мамаев

Уральские бизнесмены один за другим начинают осваивать арт-рынок и продвигать современное искусство. До недавнего времени локомотивом в этом направлении считалась комиссар Уральской индустриальной биеннале Алиса Прудникова. Позже появилось современное культурное пространство Ельцин Центра, недавно бизнесмен Сергей Шмотьев и миллионер Олег Гусев запустили уже нашумевший Международный центр искусств «Главный проспект», а в 2019 году миллиардер Дмитрий Пумпянский, входящий в рейтинг богатейших бизнесменов России по версии Forbes, планирует открыть галерею современного искусства на ВИЗе.

Бизнес и раньше инвестировал в искусство, например, в 2012 году Алла и Виктор Лощенко создали Ural Vision Gallery, гендиректор УГМК Андрей Козицын открыл в Верхней Пышме «Музей военной техники» и подарил Екатеринбургу «Венский фестиваль», и, кажется, не собирается на этом останавливаться. С годами городские арт-проекты становятся все более амбициозными. «Моменты» выяснили, почему богатые екатеринбуржцы пошли в искусство.

«Еще со времен Третьякова известно: если хочешь остаться в истории — открой свой музей, — говорит Алиса Прудникова. — Мы не изолированы от мира, а во всем мире бизнес вкладывается в искусство. В Москве все знают про Романа Абрамовича и Центр современной культуры „Гараж“. В 2019 году откроется музей современного искусства Victoria Art Contemporary, который финансируется Леонидом Михельсоном — самым богатым россиянином в рейтинге Forbes».

Аркадий Чернецкий на открытии 4-й индустриальной биеннале. Пытается понять современное искусство. Фото: Алексей Колчин

Частный бизнес вложился в Музей русского реалистического искусства и Музей русского импрессионизма. Челябинский трубопрокатный завод собирает коллекцию индустриальной живописи и представляет ее на лучших площадках Москвы, а уже упомянутый Дмитрий Пумпянский скупает работы уральских художников.

«Это очень важный вклад в искусство, то, что очень часто не могут сделать государственные институции в отсутствие финансирования. Поэтому так важно, когда появляется частный бизнес, готовый инвестировать и оставить некое явление в истории. Это нормальная практика, это не что-то выдающееся, просто мы наконец-то к этому пришли. Коллекционирование и открытие публичного арт-пространства — это мощное позиционирование и демонстрация амбиций компании, готовой быть активным игроком в социальном поле», — говорит Алиса Прудникова.

Политик и бизнесмен Леонид Гункевич говорит, что любые крупные галереи начинаются с частных коллекций. Предприниматель рассказывает, как местный бизнесмен Ришат Галямович Серазиденов вкладывает деньги в искусство 1970-х годов — приглашает коллег, проводит встречи с искусствоведами. Инвестиции в искусство, по мнению Гункевича, — это имиджевая и возрастная история.

«Люди становятся старше и по-другому реагируют на искусство. Мы склонны думать о наследии и закладывать какие-то вещи на будущее», — говорит бизнесмен.

Галерея Ельцин Центра не боиться конкурентов на арт-рынке Екатеринбурга. Фото: Александр Мамаев

В одном из ведущих арт-пространств города последних лет — Ельцин Центре—  «Главный проспект» и будущую галерею Пумпянского конкурентами не считают. Говорят, арт-рынок не перенасыщен, предложений много, поэтому будет неплохо, если в Екатеринбурге продолжат открываться новые культурные центры.

«То, что искусство обратило на себя внимание людей, готовых дальше развивать эту историю — прекрасно. Такой подход позволит сформировать полноценную городскую арт-среду. Надеюсь, что из будущей галереи на ВИЗе получится полноценный музей уральского искусства XX—XXI века, а что касается „Главного проспекта“ — он построен по принципу культурного ХАБа — разные галеристы управляют отдельными помещениями. Интересный формат, будем за ним наблюдать», — рассуждает директор арт-галереи Ельцин Центра Илья Шипиловских.

Творческая тусовка города считает, что с появлением новых арт-пространств у потребителей появится выбор и сформируется вкус к искусству, поэтому владельцы галерей смогут предлагать публике все более сложные и необычные проекты.

Самое популярное

Читайте также в разделе Город


вверх