«Можно сделать бездарную копию, а можно делать «в стиле». Самый востребованный композитор русских сериалов о любви к делу и критике

null
Фото из личного архива Райана

Райан Оттер — один из самых востребованных авторов музыки для российских сериалов. Фильмы с его музыкальным сопровождением показывают на Первом канале, ТНТ, ТВ-3 и стриминговых сервисах типа Premier. Работы Райана можно услышать в сериалах «Метод», «Триггер», «Гоголь», «Аванпост». Последняя работа Райана — саундтрек к свежему сериалу режиссера Владимира Мирзоева «Топи», в котором снялся Иван Янковский. Также Райан написал музыку к сериалу «Шерлок в России», который сейчас можно посмотреть на ТНТ. Композитор рассказал «Моментам» о жизни и работе в условиях пандемии, реакции на нападки и о том, как работает его музыка в фильмах.

— Ты живешь в Лос-Анджелесе. Как сейчас там обстоят дела с карантином?

— Маски тут не шутка. Здесь все относятся с большим испугом, и надевают их даже в своих личных авто. Что у них в голове — непонятно. Все обходят тебя стороной и переходят на другую сторону улицы, если есть возможность. Люди верят, что будет вакцинация и все будет хорошо. Запись на нее уже до рождества.

На мою работу это тоже повлияло. В 2020 году встали все продакшены, так как им просто было запрещено работать. Закрылись студии, у которых были записи, и музыканты сидели и сидят без работы, поэтому многие проекты, над которыми я работал, встали. И я не знаю, как Голливуд будет возвращаться в прежний режим.

Фото из личного архива Райана

— Известно, что изначально ты писал музыкальное сопровождение на компьютере, но сейчас уже начинаешь привлекать музыкантов. Почему раньше не работал с живым звуком?

— Я не от большого желания не работал с музыкантами первое время. Я исходил из финансовых возможностей, плюс надо знать нужных людей. Был в доступе компьютер и были задачи, которые необходимо было решать. Благо, сегодняшние технологии все-таки позволяют многое. Не все, конечно, но очень многое.

Финансовая сторона, это вечное отсутствие бюджета на живую музыку у студии. Это была всегда моя инициатива. Я могу прийти и показать: «ребята, смотрите как круто получилось, поэтому на следующий проект точно тоже надо заложить бюджет на живую музыку». Вот таким наглядным образом приходится делать, но мало записать живую скрипку, нужно чтобы и скрипач был толковым, чтобы понял, что ты хочешь. Много тонких связей.

— Есть мнение, что ты практически скопировал музыкальное решение проекта с холмовских мотивов Ханса Циммера из дилогии Гая Ричи. Что думаешь на этот счет?

— Мы живем в мире музыки, так или иначе. Она имеет временные явления и течения, она имеет стили и жанры. Недавно я работал над проектом «Топи» для Кинопоиск HD и там познакомился с режиссером Владимиром Мирзоевым. Он мне так сказал: «Вообще не переживай на эту тему — этот мир постоянно обменивается информацией, так или иначе». Речь идет про мир искусства, частью которого, является музыка, кино, театр — все так или иначе обмениваются информацией друг с другом, это и есть жизнь. И я с ним согласился.

Во времена импрессионистов были определенные ребята, которые вошли в историю, как представители импрессионизма, а также были имена, которые в нее даже не попали, но они все вместе шли и развивали эту историю.

Мы недавно ехали в машине и включили радио — рок-н-ролл шестидесятых. И Spotify подкидывал помимо знакомых артистов, типа Чака Берри, каких-то вообще неизвестных мне. Но дело в том, что они все звучат одинаково. В особенности, конечно, потому что это рок-н-ролл, в котором есть свои общие музыкальные черты. Можно также сказать, что кто-то у кого-то там «подтыривал», но можно подумать, что это все одно море энергии.

У моего Шерлока Гая Ричи Шерлока нет совсем. Очень интересно, кто так думает и у кого такое мнение. Если я что-то и подсмотрел где-то, то точно не там.

Съемки сериала «Шерлок в России»
Пресс-служба ТНТ

— Как работает твое музыкальное сопровождение в фильмах?

— Музыка у нас в кино — музыка прикладная, это важный момент. Она не живет там сама по себе. Она служит либо картине, либо моменту, либо она поддерживает, либо она выходит на первый план. Но так или иначе она является частью процесса кино. Это не концерт Баха или какие-нибудь певицы.

У нас, допустим, есть задача конкретная, когда режиссер или продюсер ставят музыку из Шерлока как референс и хотят, чтобы так звучало. Так вот, бывают моменты, когда ты что им не предлагай — все равно хотят Шерлока. Они привыкли к нему.

И самое интересное, когда эту задачу приходится решать композитору. Тут есть два пути: можно сделать бездарную копию — поменять пару нот, а можно «написать в стиле». В сериале «Ход королевы» есть цитирование одной из композиций Эрика Сатья — и это очень круто, потому что в итоге получилось не цитирование, а новое самостоятельное произведение по мотивам. Я стараюсь заниматься вторым всегда. Я слушаю, например, Шерлока Холмса, впитываю все и стараюсь продолжить, думая о том, что бы делал дядька Ханс, если бы ему предложили четвертого Шерлока Холмса, и с этим ощущением я стараюсь выполнить задачу.

— В таком случае, есть ли разница между плагиатом и цитированием? Одинаковые ли это вещи?

— Цитирование бывает интересно, как, например в моей работе над «Топи». Тот, кто остер на ухо, услышит там мелодизм и цитирования Баха и это будет правильная догадка. Это гениальная идея Мирзоева. У нас полу-сюрреалистичная история в этом плане, и мы решили почему бы нам не сделать какое-то зазеркалье вот такого хорошо темперированного клавира Баха. И я подумал, что отличная идея. И это получилось классно — надо еще сделать.

А что делали ребята битмейкеры типа Тимбалэнд, Доктор Дре, которые в девяностые буквально брали запись джаза семидесятых и накладывали на нее свой бит? Это плагиат или цитата? Я думаю, что это что-то вообще третье. Хип-хоп весь на этом стоит. Это очень большое поле для дискуссии.

— Есть ли разница в написании музыкального сопровождения для сериала и для фильма?

— Дело в том, что все определяет жанр, а не сериал или фильм. Некоторые жанры повествования в сериалах можно делать через песни или через такую клиповую, трековую историю, когда зазвучала какая-то музыка и девочки собирают там сумочки, одеваются, торопятся, такси внизу гудит. И все это происходит в такой суете и под веселую музыку. И когда они вышли из подъезда музыка закончилась.

Если это жанр приключения или комедия, то там каждый шаг, шорох и каждое действие нужно подчеркивать. Самой сложной, кропотливой работой являются приключенческие комедии — там сплошная иллюстрация, музыка должна что-то говорить постоянно, должна постоянно происходить и при этом обязательна связь с кадром.

Например, возьмем «Том и Джерри» — там нельзя поставить пару песен, каждая эмоция подчеркнута музыкой, это огромная работа.

Съемки сериала «Шерлок в России»
Пресс-служба ТНТ

— Не обидно, что вся слава достается актерам с экрана?

— Я вовлекаюсь в процесс и мне хочется всегда искренне заставить кино двигаться, жить. У каждого проекта есть свой ключик и композитору всегда нужно его найти. И нет понятных проектов — всегда, когда ты садишься за работу — это лабиринт, поиск. Тут-то и включается спортивный интерес. Может поэтому моя музыка отличается от работ других.

Нужно сделать свою работу настолько круто, чтобы она была заметной и была неоспоримой. Чтобы слушали режиссер, продюсеры и их качало. Но только это должно быть всегда уместно, потому, что если на диалоге каком-то музыка заорет, в лучшем случае ее сделают потише, в худшем ее вырежут и уволят того, кто это сделал, потому что он абсолютно не чувствует сцену.

— Что предпочитаешь слушать не как профессионал, а как повседневный слушатель?

— Очень сложно мне ответить, потому что сложно слушать музыку и не оценивать ее — это уже профессиональное. Истинное удовольствие мне доставляет, когда музыка хорошо сделана. Если это не симфоническая музыка, которую надо слушать для успокоения и для души, то моя вечная любовь — Arctic Monkeys, Black Keys, Dua Lipa, Shawn Mendes.