Рита Шимова — одна из немногих девушек-комиков в Екатеринбурге. Она, как главная героиня сериала «Удивительная история миссис Мейзел», попала в стендап из-за проблем в семье. Еще три года назад комедия была для Риты хобби. Но сейчас она ушла с работы на заводе и уехала в тур по России.
В тусовке комиков Риту знают давно, а среди зрителей YouTube она стала известной после выхода «Шоу истории» с ее участием на канале Stand Up Club #1. Ролик набрал более двух миллионов просмотров. В канун 8 марта мы узнали у Риты, почему она так много шутит про секс, какого быть мамой-комиком и почему на сцене она — слабая девушка, а в душе — феминистка.
— Рита, ты, можно сказать, единственная девушка-комик в екатеринбургском стендап-объединении Fresh Standup. Комфортно чувствуешь себя среди парней?
— Если бы я пришла в любой другой коллектив, где были бы одни парни, мне было бы некомфортно. В компании комиков я чувствую себя нормально. Когда идешь выступать, не думаешь о том, что подумают о тебе комики. Важнее то, что подумают зрители, понравишься ли ты им.
— То есть тебе не важно, что о тебе подумают твои коллеги?
— Не совсем. Часто прошу ребят оценить мои шутки. В целом, вся стендап-тусовка — нормальные люди. Им не важно, о чем я говорю на сцене. Они не судят обо мне как о человеке по шуткам.
— Ты имеешь в виду, что комики готовы принять в компанию любого?
— Да.
— Ты много шутишь про секс. Тебе самой нравится это рассказывать или ты понимаешь, что эти темы заходят публике?
— На самом деле, мне это не нравится. Но когда я пишу шутки, а потом перечитываю их, понимаю, что это какие-то дневники гейши или куртизанки. Я пишу о своем опыте. В последнее время шучу про то, что работала администратором в сауне, в которую заказывали проституток. Это очень тупо, но что поделать? Такой вот опыт у меня сложился.
— Я заметила, что начинающие девушки-комики стесняются шутить про секс. Ты тоже стеснялась, когда начинала?
— Нет, такого не было. Моя первая шутка была про член бывшего. Про то, что он мягкий и им можно рекламировать туалетную бумагу. Сейчас я такие шутки не приемлю. Если даже и буду высмеивать противоположный пол, то только через сарказм. Я вообще не люблю шутить про внешность людей. Это нормально — быть любого размера и выглядеть так, как сам хочешь.
— Насчет внешности. У тебя каждый месяц новый цвет волос. Люди под афишами твоих выступлений пишут: «Как они еще у нее не выпали?»
— Так говорят про всех людей, которые постоянно красят волосы. Не выпали, потому что у меня не рак, я пока что здорова. Волосы они растут всю жизнь, если все в порядке со здоровьем. А вообще, я долгий период ходила брюнеткой, но как начала заниматься стендапом, высветлила волосы и спонтанно покрасилась в рыжуху. Произошла перемена в жизни. С того момента крашусь в яркие цвета. Я уже все перепробовала: и синий, и зеленый, но больше всего понравился розовый.
— Я заметила, что ты в какой-то момент резко поменяла стиль в одежде, это случилось около двух лет назад. Ты начала более ярко одеваться. Это с чем-то связано?
— Отчасти с разводом. Хотя на тот период я еще не была разведена, но в душе, скорее всего, уже развелась. А вообще, мне нравится яркая одежда. Это странно, что люди надевают что-то прикольное только на праздник. А я выступаю каждый день. Каждый день — праздник. Особенно с того момента как я ушла с завода. Я отказалась от работы, сейчас только выступаю.
— Хочу задать тебе личный вопрос. Послушав твое выступление, можно понять, что у тебя были тяжелые отношения с мужем. Когда ты пошла в стендап, это было связано с проблемами в семье?
— Отчасти да. У меня были максимально ужасные и токсичные отношения. Все, что у меня было — рутинная однообразная работа. В жизни ничего не происходило. Тогда еще дочка была маленькая. У мужа были связи на стороне. Он постоянно уходил из дома, а я возвращалась с работы, делала домашние дела и смотрела в потолок. Мама заметила, что у меня депрессия и предложила заняться творчеством. Так я впервые пришла на кастинг в Comedy Баттл. С этого все началось.
— Рита, у тебя есть дочка. Как люди относятся к тому, что ты современная мама, которая рассказывает со сцены жесткие монологи и красит волосы в разные цвета?
— У меня по этому поводу комплекс. Всегда из-за этого сильно переживаю, потому что у некоторых меняется ко мне отношение, когда они узнают, что у меня есть дочь. Говорят что-то вроде: «Как можно быть такой матерью?». Они могут прийти на мое выступление, поржать, а потом осудить. Никто из близких мне такого не говорит, а от чужих людей слышу часто. Они начинают мне разные вопросы задавать, я просто ухожу от ответов. Были ситуации, что мамочки в группе садика возмущались, теперь в школе.
— Ты считаешь себя феминисткой?
— Ну, по сути, да, конечно.
— При этом, как мне показалось, на сцене у тебя образ слабой девушки, которая все время попадает в нелепые ситуации…
— Ну да.
— Как-то сложно это сочетается с феминизмом…
— Да нет, почему? Суть феминизма же в том, что девушка вправе жить так, как ей комфортно. Если есть желание развиваться в какой-то сфере деятельности, то никто не имеет права тебя в этом ограничить. Даже если ты хочешь быть содержанкой. Я, например, самостоятельная, но при этом слабая и глупая в силу психологических травм, на которые не могу повлиять.
— Женский стендап отличается от мужского?
— Да нет. В целом все комики разные. И шутки у них разные. Есть такие комики, как Щербаков, которые высмеивают людей: родню, знакомых, мимо проходящих. Я не такой человек. Лучше буду шутить над собой, чтобы не задеть чьи-то чувства. Я считаю, что у зрителей не должно возникнуть каких-то комплексов после того, как они посмотрят стендап.
— Ты как-то рассказывала, год назад, после выступления на ТВ, тебе начали приходить дикпики (фото мужского полового органа). Они до сих пор приходят?
— Это было после Comedy Баттл. Сейчас уже не приходят, потому что я перестала сниматься на телеке. Аудитория YouTube и телевизионных шоу разная. Первые — делают комплименты или критикуют, вторые — отправляют фото члена, если я им понравилась.
— Обидно было, что ты шутишь, делишься своим творчеством, а они так реагируют?
— Конечно. Было вообще отвратительно и неприятно. Я тогда выступала без пошлых шуток. А там, где я что-то пошлое рассказывала, писали хорошее. Думаю, у мужчины идут от обратного. Если видят, что стоит милаха и на какие-то скромные темы рассказывает — отправляют дикпики. А когда ты выходишь такая — ***, п***а. Они думают — ну она это видела, зачем отправлять?
— В одном из выпусков «Нежного редактора» тебя посоветовал Руслан Белый. Ему понравилась твоя история про анальный секс, который не случился. После этого появились комментарии под твоим выпуском на «Шоу истории»: «Вы тоже здесь после „Нежного редактора“?». Какую обратную связь ты получила?
— Мне тогда в личку много хорошего написали. Не обошлось и без людей, которые в комментариях под выпуском писали: «Испанский стыд», но таких было мало.
— К слову, насчет комментариев. Часто можно увидеть под твоими выступлениями нелестные высказывания мужчин…
— И это не удивительно.
— При этом комикам-парням, которые тоже шутят на тему секса, такие комментарии не приходят. Тебе не кажется это сексизмом?
— Это однозначно сексизм! Когда мы с Гором Гарьянц (организатор Fresh Standup прим. ред.) делали первый сольный концерт, мы выпустили афишу с моим фото. Под ней сразу же написали: «Женщины… Они же вообще не смешные». Да постоянно какого-нибудь дерьма в комментариях напишут. Вот сейчас в Питер поеду, там тоже сразу какой-то чувак написал: «Она не смешная». Думаю, ну и не приходи тогда. Для тебя не смешная, а для кого-то смешная.
— Гор, например, считает, что нужно развивать стендап в регионе. Ты не собираешься перебираться в Москву?
— Насчет себя не знаю. Но про регионы — это правильно. Я считаю, надо ездить по городам, чтобы тебя узнавали. Ездить надо, но потом возвращаться.
Подписывайтесь на наши соцсети, чтобы узнавать еще больше интересных новостей: Instagram*, «ВКонтакте», Facebook*, Telegram, Яндекс.Дзен.