Режиссер из Екатеринбурга пробился в мировую киноиндустрию. «Канны — это заслуженный результат»

null
Фото предоставлены Георгием Молодцовым

Мультфильм про котика от режиссера из Екатеринбурга попал в программу Каннского кинофестиваля. Мы поговорили с создателем этого анимационного сериала Георгием Молодцовым о его переезде в столицу, учебе в США и предстоящих планах.

— Почему решили уехать из Екатеринбурга именно в Москву?

— Так получилось, что я с первого раза поступил на режиссуру неигрового кино во ВГИК. В кино лучше идти с багажом знаний. Но думаю, что ожидания мастеров во время учебы и работы в этой сфере я оправдал. ВГИК — это мое основное образование. В США я получил степень Магистра искусств в кино и телевидении. Туда попал по гранту Фулбрайта. В США магистерскую степень редко получают в той же области, что и первое высшее. Особенность этого гранта в том, что ты должен как раз усилить свой основной профиль.

— Грант полностью покрывал расходы на обучение?

— Нет, для покрытия расходов обучения мне предложили должность помощника профессора по основам кинопроизводства. Я с радостью в это включился и увидел процесс не только со стороны студента, но и со стороны преподавателя. Так как я уже преподавал монтаж во ВГИКе и ГУ ВШЭ, было довольно интересно наблюдать за разницей подходов.

gmolodtsov/Instagram

— И в чем заключалась эта разница подходов обучения в России и США?

— Российское кинообразование держится на мастере-педагоге и его понимании профессии. Поэтому знания режиссеров и продюсеров могут разниться от курса к курсу. В США система кинообразования построена таким образом, что не так важно, в каком городе ты учишься и на каком курсе. Тебя обучают универсальному профессиональному стандарту, с которым ты будешь востребован. Кинообразование в США очень четко говорит тебе: ты можешь спокойно работать официантом и при этом писать сценарий, который завтра купят для адаптации в сериал на несколько сезонов. Ты можешь учиться на продюсера, но при этом стать оператором-постановщиком своего фильма, потому что понимаешь базовые основы и усиливаешь свои знания. В России же осталось это ощущение, что «каждый должен заниматься чем-то своим и одним». К счастью, это меняется в последнее время.

— Что повлияло на ваш выбор профессии? Почему сразу после школы решили связать свою жизнь с режиссурой неигрового кино?

— Мой папа — журналист, работавший во многих крупных печатных изданиях Свердловска и Екатеринбурга. Мама работала звукорежиссером, потом стала одним из руководителей рекламного отдела Свердловской киностудии. Так что детство у меня изначально связано с работой моих родителей. В старших классах я стал помогать документалистам Свердловской киностудии — расшифровывал интервью, наблюдал за процессом работы. Папа сильно мотивировал меня писать небольшие журналистские материалы в детские и юношеские разделы газет.

Архивный кадр. Георгий Молодцов с отцом и сестрой


— Как вы начали заниматься созданием фильмов в формате виртуальной реальности?

— Учась в США, я постоянно ездил на ключевые международные кинофестивали. На одном из них — крупнейшем фестивале независимого кино «Санденс» я увидел, что очередь зрителей выстраивалась не только на киносеансы, но и в павильон виртуальной реальности. Несколько ребят, с которыми я учился, уже пробовали свои силы в этом формате. Они показали мне, как это делается. Свой диплом я частично написал на эту тему. Вернувшись в Россию, начал развивать направление съемки видео 360 градусов для шлемов виртуальной реальности совместно с коллегой, инженером Станиславом Колесником.

— Как именно вы начали развивать направление виртуальной реальности​ в нашей стране?

— Мы сделали проект для ребят с инвалидностью. Нашли интересные области монтажа видео 360 градусов. Также написали и опубликовали несколько статей на русском и английском. Они разошлись по всему интернету, в 2015 году было мало теоретической информации в этой области. Мы начали снимать и коммерческие проекты. Например, к нам обратился американский продюсер, предложивший снять фильм на Байкале. Одновременно с этим у меня появилась возможность организовать первый в России фестиваль виртуальной реальности — EMC VR Film Festival. После этого занялся проведением и организацией подобных фестивалей. Думаю, под моим руководством организовано 90-95% подобных событий в России.

— Могли бы тогда предположить, что анимационный сериал «Под подушкой», созданный вами, представит Россию на фестивале в Каннах?

— Я более десяти лет занимался организацией документальных программ Московского кинофестиваля. За это время он стал квалифицированным для «Оскара». Победитель получает право на «Оскар» без необходимости американского проката и рецензий в ключевых газетах. В течение пяти лет покупал лучшее мировое документальное кино для проекта «Смотрим. Обсуждаем» на телеканале Культура. Я организую десятки кинофестивалей и программ на кинофестивалях. Конечно, отбор в Канны — это здорово, но это вообще близко не является самоцелью автора и продюсера проекта. Это полезный шаг и «вес» для общения с потенциальными дистрибьюторами и ко-продюсерами. Тем более, что все-таки в Каннах сейчас представляется не анимационный сериал, а анимационный интерактивный проект в формате виртуальной реальности. До сериала там очень далеко еще, да и сериалы в Каннах не показываются. Это большой аванс, который, я надеюсь, поможет повернуть интерес международных коллег в нашу сторону.

Сюжет мультфильма «Под подушкой» основан на сказке Сергея Молодцова — папы Георгия

— Главный герой мультика «Под подушкой» — игрушечный котик Мормотик, который помогает своим хозяевам находить потерянные вещи и мириться после ссор. В основу сюжета вошла сказка вашего папы. Можете рассказать об этом подробнее?

— В 2017 году прошло 10 лет со смерти моего папы, ушедшего довольно рано, в 45 лет. А сказку о Мормотике он написал нам в 1993 году. Тогда наши родители развелись и он уехал от нас, но хотел продолжать воспитывать. Хотя бы в формате таких поучительных сказок. «Мормотик» понравился не только нам — в 1995 году он вышел на страницах приложения «Ва-банкъ», при газете «Комсомольская правда-Урал». В формате еженедельной рубрики. Я помню сотни писем, которые присылали дети со своими рисунками, поделками и историями о том, как Мормотик помог им в сложной жизненной ситуации. На 10-летие со дня смерти мы выпустили сборник папиных рассказов. Я подумал, что история, которую мы готовили для этого сборника, отлично реализуется в VR. В 2019 году я зафиксировал литературные наследственные права на историю, нашел партнеров — белорусскую студию Feeling Digital и мы начали работать над переработкой сказки в анимационную игру-сказку.

— Как проходил процесс создания «Под подушкой»?

— Проект самофинансируется, поэтому занимались им по мере возможностей. Делали сразу на английском языке. Повезло, что мои двоюродные братья и сестра выросли в Великобритании. Я их попросил озвучить роли. Мы изначально шли в формате международного продвижения — впервые о проекте рассказали в рамках питчинга Женевского кинофестиваля. Затем нас отобрали на питчинг крупнейшего международного фестиваля анимации в Анси. Также пилотный эпизод был отобран в программу южно-корейского фестиваля в Бучеоне. Поэтому отбор в Канны — это заслуженный результат, но довольно планируемый. К этому мы двигались долго. Надеемся, что это только начало основного этапа работы над проектом.

— Формат VR сейчас становится популярнее в России?

— В промышленности, бизнесе и играх VR находит свое применение как технология, улучшающая уже имеющиеся устойчивые концепции. Например, обучения персонала, социального взаимодействия, эффекта погружения. Мне эта технология была интересна в области развития кино. VR надстраивается над имеющейся базой законов кино, литературы, театра. В какой-то степени бросает им вызов, но во многом и следует их законам. Людям без понимания законов области, в которой они применяют VR, очень сложно получить какой-то устойчивый успешный результат. Поэтому VR и не развивается в России так бурно, как хотелось бы. Хотя, безусловно, всплески активности происходят постоянно.

— Есть уже новые проекты, которые хотите реализовать в ближайшее время?

— С прошлого пандемийного года я начал проводить свои VR-кинофестивали. Это дало мне сильную международную известность. Мы рискнули и сделали один из фестивалей в самом начале пандемии. До того, как это сделали другие крупнейшие фестивали. Это заинтересовало моих коллег и они пригласили меня делать концерты в VR с легендой электронной музыки Жан-Мишель Жарром. Мы сделали уже два концерта, второй показывался прямо в новогоднюю ночь по французскому телевидению. В итоге концерт и его записи в первые дни посмотрело более 75 миллионов человек по всему миру. Это не последний наш концерт, у нас много других классных международных инициатив. Что обидно — это все происходит на международном уровне и широко известно за пределами VR-среды. Но об этом не особо рассказываешь у себя на родине. Поэтому и получается, что о тебе вспоминают только тогда, когда происходит что-то более понятное для широкой российской аудитории. Как в случае с Каннами. Да и то, этот инфоповод не всем оказывается интересным. Но, надеюсь, это не повлияет на успех и развитие того, чем мы занимаемся. А Мормотик придет в каждый дом не только в виде VR-фильма, но и как традиционное телевизионное анимационное шоу и игра на мобильных телефонах. В конце концов, как настоящая игрушка, которую каждый сможет сделать для себя такой, какой захочет. И этот котик поможет так же, как когда-то помог нам с сестрой в сложный период нашей жизни.

Мультфильм планируют адаптировать под несколько форматов. Так, чтобы его можно было посмотреть не только в специальных очках, но и в купольных кинотеатрах и на смартфонах с применением дополненной реальности. Программа в рамках Каннского фестиваля Cannes XR, куда попал «Под подушкой», будет открыта с 6 по 15 июля 2021 года. В этом году все пройдет в оффлайн-формате. Победителей объявят 18 июля.

Подписывайтесь на наши соцсети, чтобы узнавать еще больше интересных новостей: Instagram, «ВКонтакте», Facebook, Telegram, Яндекс.Дзен.