В 2013 году Дмитрий Литц оставил производство и продажу строительных материалов и уехал из Екатеринбурга в Китай для творческих поисков. На выставке в Пекине он наткнулся на непривычный материал для предметов декора — картон. Из него начал делать атмосферные светильники, которые стали востребованы у дизайнеров интерьера. «Моменты» поговорили с Дмитрием о том, через какие сложности ему пришлось пройти в создании собственного ателье Wishnya и каким он видит бизнес через несколько лет.
— Как пришла идея создать ателье светильников из картона?
— До этого я занимался строительными материалами. В какой-то момент понял, что это направление себя исчерпало и нужно что-то менять. Я уехал на три месяца в Китай, это было время творческих поисков. Практически каждую неделю ходил на какую-нибудь новую выставку. И в какой-то момент на интерьерной выставке я наткнулся на мебель и светильники из гофрокартона. Предметы выглядели очень необычно. Тогда и начал проводить исследования, стал смотреть, как и где этот материал применяется.
— Почему остановились именно на этом материале?
— Мы не знали с чего начать и картон стал одним из тех материалов, из которого мы легко могли создавать и экспериментировать. Стоило это недорого. Мы уже видели как могут выглядеть светильники из картона, поэтому понимали, что в этом есть определенная изюминка.
— Как искали первых клиентов?
— Мы начали этот бизнес еще в 2013 году, тогда достаточно бурно стартанули. Мы написали в Look at media, у этого издания был проект про предпринимателей, они нас в него взяли. Через несколько недель вышла огромная статья про бренд Wishnya, после этого мы получили огромный охват. Начинали вдвоем с партнером, но через три года стало понятно, что взаимоотношения оказались непродуктивными и нам пришлось расстаться. Понадобилось около пяти лет для того, чтобы превратить свое хобби в дело, которое приносит стабильный доход. Объем инвестиций за это время даже сложно подсчитать, но около двух — двух с половиной миллионов рублей точно есть.
— Люди сразу приняли и поняли такие светильники?
— Больше мы видели интерес со стороны профессионального сообщества, ритейлеров и дизайнеров интерьера. Российский рынок достаточно странно воспринял нашу инициативу с гофрокартоном. Люди оказались не готовы к такому формату светильников, поэтому в 2016 году мы выпустили дополнительную коллекцию из традиционных материалов: латуни, стали и стекла. Чтобы не делать ставки на один продукт мы выпустили линейку, которая была принципиально другой, более консервативная. Она рассчитана на людей с традиционным вкусом.
— Как думаете, почему люди оказались не готовы к этому формату светильников?
— Мы в тот момент не смогли правильным образом подать визуальную особенность. Она заключается в том, что у светильников из картона мягкий и рассеянный свет, он очень атмосферный. Через фотографии мы это не смогли это показать. Коллекция из картона рассчитана на то, чтобы ее применять в двух случаях: в спальне и в заведениях с приглушенной атмосферой. Из-за того, что правильно продвинуть эту идею не смогли, интерес к этой коллекции был ниже.
— Какие есть планы в развитии ателье?
— Собственные шоурумы — это один из возможных вариантов развития. Он достаточно статусный, но для того, чтобы это сделать, нам надо расширить продуктовую линейку, чтобы было хотя бы три-четыре коллекции. Для нас это пока что не приоритет. Мы сейчас смотрим на международный рынок и взаимодействие через цифровые платформы. Мы хотим существенно расширить аудиторию, с которой находимся в контакте. Пока что это только российские дизайнеры, нам надо выйти за пределы этого пространства. Привлечь к себе внимание дизайнеров из других стран.
— Как хотите начать взаимодействовать с зарубежными дизайнерами?
— Полтора года мы занимаемся созданием альтернативной торговой марки. Можно сказать, что уже запустились и начали работать с клиентами по всему миру. У нас пока очень скромные результаты, но к концу году ситуация поменяется, потому что мы адаптировали коллекцию для зарубежного рынка. Мы проработали доставку, это один из самых сложных моментов оказался. На организацию логистики у меня ушло порядка трех-четырех месяцев. Сейчас занимаемся сайтом, работаем над тем, чтобы инстаграм стал полноценной площадкой, дальше пойдем в контент-маркетинг и планируем создание своего медиа. Контент будет нацелен на дизайнеров.
— Как поняли, что нужно выходить за пределы России?
— За все время работы мы ничего не сделали для продвижения на международный рынок. Но периодически в инстаграм приходили запросы на доставку в разные страны. Окончательное решение о том, что пора развиваться за пределами России я принял в тот момент, когда к нам пришел запрос сразу из нескольких стран.
— Что самое дорогое покупали или заказывали клиенты?
— Самое дорогое, что у нас было — это стол, который стоил 150 тысяч рублей. Сделан он был из картона. В общей сложности мы продали две штуки. Предполагали, что сборка будет несложной, но на деле все оказалось не так просто. На следующий стол мы потратили в два раза больше времени. Это связано с особенностью технологии. Картон — это пластичный материал. После соприкосновения с клеем и влажностью он приобретает подвижность и расправляется. Это всегда непредсказуемо, никогда не угадаешь, в какую сторону он развернется. А из последних заказов вспоминается пространство Товарищество Рябовской мануфактуры в Москве. Это большой комплекс зданий, где находятся разные офисы и шоурумы. В один из корпусов приобрели рекордную партию наших светильников.
— Заказы для Москвы делаете из Екатеринбурга. Почему не переехали в столицу?
— Я всеми силами пытаюсь миновать этап со столицей. Поэтому до сих пор остаюсь тут. В любом случае я направлен на то, чтобы когда-нибудь переехать из Екатеринбурга. Не хочу уезжать ни в Москву, ни в Питер, потому что для меня это не шаг, а всего полшага. В Екатеринбурге совершенно другие люди и контакт с ними стоит достаточно дорого. Здесь ты встречаешь таких крепких по характеру ребят. С ними интересно общаться, а в Москве люди больше ориентированы на то, чтобы найти выгоду.
В планах у Дмитрия открыть свое производство мебели в США и Европе. Но заниматься этим он планирует только после того, как бренд Wishnya станет востребован за рубежом. Первые шаги к этому сделаны, заказы уже есть, осталось доработать сайт и Instagram* ателье. По словам Дмитрия, наличие хорошего продукта ничего не значит для успешного бизнеса. Важной частью является презентация и продвижение товара, этим он сейчас и занимается.
Подписывайтесь на наши соцсети, чтобы узнавать еще больше интересных новостей: Instagram*, «ВКонтакте», Facebook*, Telegram, Яндекс.Дзен.