Сбежавшие в начале нулевых звезды Екатеринбурга запустили новое направление в искусстве

Сбежавшие в начале нулевых звезды Екатеринбурга запустили новое направление в искусстве

Известный в начале 2000-х годов шоумен Юрий Пелин вместе со своей женой Евгенией Годуновой уехали из Екатеринбурга больше 10 лет назад. В 2010 году они первые рискнули заняться 3D-маппингом — направление в аудиовизуальном искусстве, которое сочетает в себе игры со светом и современные цифровые технологии. К настоящему времени супруги завоевали мировые имена и делали проекты для зарубежных театров, Кремля и «Евровидения». В июле этого года в Екатеринбурге открылась первая выставка — Tsvet3000, которую они организовали совместно с другими художниками в сфере цифрового искусства. Они рассказали о том, почему в Петербурге больше возможностей и о том, насколько сложно делать что-то новое и неизведанное с нуля.

— Ваш проект Illuminarium3000 стал семейным бизнесом. Могли бы вы рассказать, были ли сомнения? С чего все началось? Оправдались ли ваши ожидания?

Юрий: Когда мы думали над тем, в каком направлении нам работать, поодиночке или вместе, мы соединили наши таланты. Архитектуру представляет Женя. Режиссуру и коммуникативные средства общения с публикой и с людьми я представляю как режиссер и продюсер. У нас само собой получилось, что нам не нужно никого искать. Нам достаточно друг друга. Мы решили объединить наши творческие, художественные, архитектурные знания и заниматься тем, что, во-первых, будет нам интересно. Так получилось, что в тот момент, в 2010 году 3D-маппинг, именно инновационный дизайн стал трендом, стал фишкой.

— Не было ли каких-то сомнений в том плане, что в 2010 году это было не так сильно развито, что не залетит?

Евгения: Тогда существовало несколько практик, но в каждой практике мы не находили себя. Мы делали ивенты, мы разрабатывали брендинг. Потом мы нащупали эту главную суть и получили от этого максимальное удовольствие. То есть по ощущениям, по нашим желаниям, это все совпало. Во-первых, это полная гармония между нашими взаимоотношениями, нашими пониманиями. Потом мы встретили нескольких людей, кто нас еще поддержал. У нас сформировалась команда. Эта команда так и продолжает существовать. Мы почему называем «Иллюминариум», потому что это какие-то сгустки людей.

Юрий: Мы называем «страна, где живет сияние, где живет свет и цвет».

Евгения: Только сейчас пандемия расковыряла всю эту историю с дистанционным общением. А мы в 2010 году стали использовать эти новаторские способности, так как мы жили в другом городе. Получается, что нам пришлось некоторые связи наводить с другими городами. В какой-то момент мы поняли, что в 2010 году мы все сидим в разных квартирах, в разных комнатах и у нас такое онлайн-комьюнити. Никто в это не мог поверить: «А где ваш офис?».

Юрий: Мы создали и соединили специалистов под эгидой нашей студии. Специалистов, которые находятся дистанционно. Отвечая более конкретно на ваш вопрос — естественно в 2010 году это было не то, чтобы не развито. Это было никому неизвестно. Но мы работаем на будущее. Мы взяли на себя ответственность и смелость представить, показать, объяснить и красиво презентовать то, чем мы занимаемся. И вынести это в ивент, рекламу, искусство, музейную структуру. Удивительно, но у нас, даже в наших соцсетях больше подписчиков из других стран.

Евгения: Запад всегда идет впереди нас. Это, кстати, нас подстегнуло, потому что мы сделали один проект. Один из наших самых первых проектов был световой маяк на Кипре. Мы сделали инсталляцию формы колоннады и светили прямо на берег моря. То есть прибрежную зону.

Юрий: Светили на архитектурную форму, которая была установлена на пирсе. Нам тут же написали известные иностранные бренды, они говорят: «Все, мы вашу работу размещаем». Однако первые два года мы вообще практически на сто рублей в день жили. Мы могли в любой момент опустить руки, сказать, что все, уже нет сил, но мы выстояли.

— Ключевой вопрос: почему из Екатеринбурга именно в Петербург? Неужели в Екатеринбурге нельзя было развиваться в этой сфере? Или вы просто рискнули?

Юрий: Я отвечу ощущением своим, которым я недавно делился со своей семьей. Я мог бы где угодно жить, хоть в Ярославле, хоть в Тюмени, хоть во Владимире. Только с одним условием — чтобы там были театры, музеи и люди, которые живут в Санкт-Петербурге.

Евгения: Наука. Я вот за науку.

Юрий: Мы уехали только ради этого. Нет такого, что мы: «О, Санкт-Петербург, Москва — о, столица, класс». Нет, мы всегда гнались за вдохновением и средой, в которой можно жить и развиваться. Именно ходить в Эрмитаж, посещать театр, общаться с людьми, которые каждый день соприкасаются с наукой.

Евгения: Санкт-Петербург — это город «золотого сечения». Город выстроен идеально, на мой взгляд, с точки зрения архитектуры. Мне кажется, он всегда привлекал нас просто своей культурой.

Юрий: Но основа была заложена именно здесь, я говорю сейчас про Женю, про архитектурную академию. Не было бы архитектурной академии, может быть, мы не так стремились бы в Санкт-Петербург. Архитектурная академия представляет собой этот культурно-образовательный научный пласт высочайшей категории в России.

Евгения: Практически все наши друзья-архитекторы уехали и как-то себя нашли в разных ключах. Кто-то стал известным ювелиром в Израиле, кто-то стал градостроителем в Париже. Но это может быть в 90-е, 2000-е, какие-то времена такие были переходные, когда очень много целеустремленных людей куда-то шли, к какой-то цели. Сейчас немного, мне кажется, плавают люди в связи с тем, что у нас цифровое рабство, грубо говоря.

— Вы часто приезжаете в Екатеринбург?

Евгения: В Екатеринбурге мы бываем часто. Что касается 3D-маппинга или каких-то инновационных штук, то мы сами заявились и мы сами привезли эту выставку. Мы доросли до этого, это наш проект, мы сами сказали, что выставим его здесь. А так, конечно, в Екатеринбурге мало кому что надо в принципе. Ельцин Центр к нам сейчас обратился, чтобы мы на фасаде посветили. А вообще, по сути, здесь очень самобытная какая-то самоварка.

— Нет ощущения, что Екатеринбург все же начал в этом плане развиваться? Последнее время в городе происходит много изменений.

Евгения: Я согласна. Но мы даже в Петербурге делали только 75-летие блокады на Дворцовой площади. Все фестивали света тоже наши. А вот в Екатеринбурге один раз был проект на администрации города 3D-маппинг.

Юрий: Мы бы очень хотели вернуться в Екатеринбург именно с творческой стороны, со своими проектами. Потому что, как уже сказал, Женя закончила здесь архитектурную академию, я здесь вырос и был известным промоутером и продюсером. И хотелось бы показать городу, что вообще есть.

— Немного поговорим о вашей выставке, расскажите детали?

Юрий: Мы, может быть, даже умышленно сделали все в таком лофтовом, очень аскетичном стиле. Не базар-вокзал, не ярмарка, не куча огней, завлекающих аниматоров сюда. А именно несколько другой такой, очень спокойный, но очень высококультурный, высокоэстетический мир. Заходя сюда, просто вываливаетесь в другое пространство. Как портал. Вот поэтому у нас основная миссия и цель выставки — чуть-чуть изменить каждого посетителя. И, может быть, здорово даже, что нет очереди. К тому же как оказалось, что такая высококультурная и эстетическая площадка, она еще и способна просто принимать некие ивенты.

Евгения: Кстати, насчет концертов у нас еще большие планы. У нас еще просят музыканты, потом мы приглашали руководителя оперного театра.

Юрий: Мы встречались со Вячеславом Самодуровым, хореографом. И у нас в планах ближайших в сентябре или осенью сделать совместный проект, возможно, на нашей площадке. А потом и на площадке оперного театра. Совместить медиа-искусство и хореографию и сделать либо балет, либо какой-то иммерсивный спектакль внутри. Хотя сейчас конкретной даты конкретного проекта нет. Мы все равно его сделаем. Потому что он человек очень творческий, я считаю его гением. Мы тоже в этом же направлении думаем.

Евгения: Мы этом направлении работали. С Мариинским театром мы тоже ведем переговоры. С Чулпан Хаматовой мы делали совместный спектакль.

Юрий: У нас выездная сессия была в Монако. Мы делали большие спектакли. Русские, петербургские вечера в Монако. Там как раз участвовали балерины Мариинского театра. Все это было в 3D-маппинге, кинетические декорации. В общем, опыт есть.

— Кстати, хотелось бы немного услышать о вашем опыте работы с Кремлем, Эрмитажем, «Евровидение» я знаю, что вы занимались этим.

Евгения: Там не только был Кремль. Был Белый дом наш, стена Кремля. Все случилось во время топа пандемии. К нам обратились известные руководители.

Юрий: Сначала мы сделали IMAP. Есть такая компания, которая делает международный фестиваль, IMAP называется. Он проходит в Бухаресте, в здании Парламента. Его организаторы обратились к нам с просьбой сделать небольшое видео, которое будет транслироваться на самых значимых объектах, самых значимых зданиях всего мира. И мы, как российская компания должны были сделать небольшой проект, где главным элементом было бы сердце. В поддержку тех, кто борется с коронавирусом. И потом этот ролик транслировали абсолютно везде. Проект назывался One world one heart. Мы поучаствовали в этом проекте и очень гордимся этим. Мы внесли российскую лепту в этот уникальный художественный проект. И тут же к нам обратилась администрация президента. В Москве проходил как раз День России 12 июня. И мы также сделали в поддержку врачей.

Евгения: Вернее они попросили нас разработать концепцию. Мы говорим, вот у нас есть такие наработки, давайте мы внедрим это в архитектуру Москву и завяжем с этой историей. С сердцем, с врачами, с несколькими инсталляциями по знаковым зданиям Москвы.

Юрий: Да, тоже сердце. Было четыре объекта— Манеж, площадь перед Кремлем, стена Кремля и Белый дом. На всех объектах транслировался наш контент. Внутри него было сердце, которое постоянно трансформировалось, реальные люди, которые участвовали в борьбе с коронавирусом: таксисты, врачи, учителя, курьеры, студенты, волонтеры. Мы гордимся этим, потому что у нас даже шутка есть такая: «Дальше только Кремль». Это, кстати, было бесплатно. Мы гордимся тем, что мы участвуем практически во всех значимых фестивалях. Нас знают, и мы ни разу еще в грязь лицом не упали.

Евгения: «Евровидение» — тоже масштабный проект.

Юрий: Проект огненный я бы сказал. Потому что нам позвонил директор Сергея Лазарева и сказал: «Через десять дней релиз. Юра, ничего не получается. Ребята, сделайте что-нибудь невозможно фантастическое, чтобы это сразу привлекло внимание».

Евгения: У клипмейкеров есть такая особенность. У них все горит. Любая реклама, которая снимается, за пять дней должна делаться. Любая графика делается за два дня. Тут победил концепт. Потому что по графике, честно признаюсь, это было простое. Сергей стоял по центру инсталлированной комнаты, а вокруг него постоянно менялся контент.

— Сейчас у вас какие планы? Чем сейчас занимаетесь? После выставки.

Юрий: В наших планах гастролировать. Потом еще у нас два фестиваля по плану больших. Потом мы делаем огромный экран сейчас. Наконец-то архитектура, пространство, улицы мы захватим. Архитектуру улицы.

— Здесь, в Екатеринбурге?

Евгения: Нет, конечно. В Череповце. Они открывают новый торговый центр. Мы давно хотели выйти на уличную архитектуру. Архитектуру с помощью медиа-экранов. Медиа-архитекторы — вообще профессия будущего, я считаю. Которые будут рисовать нам улицы в другом формате. С использованием ЗD-эффектов, 3D-ощущений того, что пространство меняется, вылезает что-то из экрана. Это все доступно сейчас. Мы как раз этим и занимаемся.

Юрий: В общем, я бы не назвал это планами, а это нормальный загруженный рабочий процесс. У нас всегда так. Есть направление авторских проектов, это вот выставка. Есть направление фестивальных проектов. Есть коммерческие проекты. Свадьбами мы людей радуем, красиво. В финале хочу сказать, что очень хочется, чтобы каждый осмелился на какой-то такой откровенный, красивый, яркий поступок. Ты должен сам для себя понимать, выбирать и идти вперед. В основном выбирать ты должен все-таки яркое, ясное и насыщенное.

Подписывайтесь на наши соцсети, чтобы узнавать еще больше интересных новостей: Instagram*, «ВКонтакте», Facebook*, Telegram, Яндекс.Дзен.