Ее когда-то называли предводительницей хипстеров. Тогда Катя Шихова делала с подругой магазин «Дефицит», модный одноименный фестиваль и запустила с подругами маркет дизайнерской одежды «Сандарина», потому что одеваться в обычных магазинах девочки не хотели. Сегодня она с теми же подругами уже пятый год подряд делает самый красивый фестиваль еды — «Гастроном». Куда приходят все те же, но уже постаревшие, хипстеры. Почему Екатеринбург продолжает есть, и когда это все закончится — в интервью Кати Шиховой, организатора фестиваля «Гастроном», порталу «Моменты».
— Сколько стоит делать фестиваль?
— Если с местными героями и музыкантами, то примерная смета до десяти миллионов.
— Недавние маркеты в Перми удивили тем, что на них торгуют преимущественно дизайнеры из Екатеринбурга. Это же в том числе и ваша заслуга. Вы научили локальных дизайнеров зарабатывать…
— Получается что да. Мы были первые, кто в городе начал делать фестивали, не связанные с роком и шашлыками. Сначала сделали «Ярмарку дефицита», а потом пошли маркеты и «Гастроном». Это тоже был первый местный фестиваль еды.
— В городе была одна модная гастроточка стридфуда, которая прожила два месяца. Когда владельцы поторговали у вас на «Гастрономе» и других фестивалях, они поняли, что за один день фестиваля можно заработать столько же, сколько за месяц на точке.
— Да, мы даем возможность зарабатывать всем. Но это случилось не сразу. Когда мы 8 лет назад начинали «Сандарину», мы еле набрали 30 участников. Они не понимали, зачем им это надо: «У нас есть группы „ВКонтакте“, мы нормально продаем. Нафига нам платить, чтобы встать на каком-то фестивале?», — говорили они нам. Сейчас у нас 100-120 участников на маркетах.
— Сегодня фестивалей про еду в городе достаточно. Насколько это прибыльно на фоне такой конкуренции делать «Гастроном» или маркет?
— Фестиваль — это всегда стрессовая история по деньгам. Никогда не знаешь, заложишь ты квартиру по итогу или нет. Но все зависит от спонсоров, плюсом у нас платный вход. Все, конечно, возмущаются, что нужно платить 200 рублей, а потом еще и еду покупать. Но, ребят, вы можете не есть, а просто проведите хорошо время. Мы даем познавательный контент, мастер-классы, лекции. Дети у нас всегда ходят бесплатно. В этом году у нас появился семейный билет. Ну и потом эта цена мало кого останавливает, в прошлом году у нас на фестивале было 9000 человек.
— Можно же сделать фест прибыльным, поставив алкогольных спонсоров…
— С алкоголем — дикие проблемы. Во всех городах страны можно пить на фестивалях, а у нас нет. Когда-то губернатор Мишарин подписал закон, что в Свердловской области на массовых мероприятиях бухать нельзя. Мы мечтаем, чтоб нам разрешили, ведь наша публика это не та, которая «ухрюкается» и начнет дебоширить, и от того, что они там выпьют два бокала вина, ничего с ними не станет.
— Год назад вы командой «Гастронома» открыли фуд-корт в «Большом». Он не просуществовал и полгода.
— Там много было недоработок. Можно было продолжать биться в эту историю, но мы устали. Со стартапами в принципе сложно. Опыт у всех нулевой был. Технологические карты, какие-то технические особенности кухни — нам тяжко в этом было разобраться, а участникам тем более. Сложно было адекватную цену делать. Мы думали, «Золотое яблоко» будет давать трафик, но на деле они работают только на себя.
— В минус ушли?
— Да, в большой минус ушли. Да и неохота уже было этим заниматься.
— Поэтому зачастили с фестивалями, но они же у вас однообразные. Все фесты в городе похоже один на другой. Зачем нам приходить на гастрофест и видеть там те же рестораны города?
— Но ты же не можешь зайти сначала в «МОМО» взять «Том-Ям» у Калинина, потом у Аракелова в SteakHouse купить сэндвич? Ты, получается, делаешь полный микс и ты можешь с друзьями встретиться, разбить пикничок и набрать вообще самой разной еды.
— Но у вас каждый год даже расположение одно и то же у участников маркетов.
— Да. Но мы стараемся каждый придумать темы мастер-классов, новых спикеров привозим. Тут скорее проблема дизайнеров: они «копипастят» друг у друга постоянно. Но с претензией, что фесты стали одинаковыми, я соглашусь. Мы очень хотим сделать что-то более масштабное. Но в городе нет подходящей площадки.
— А парк Маяковского?
— Сейчас там вообще невозможно ничего проводить. На газонах нормально сидеть нельзя. Вот эту всю трешанину из атракционов не убрать, как и могильные плиты. Если парк реконструируют, я очень надеюсь, что это произойдет в ближайшее время, то тогда да.
— А в Ельцин Центр чего не пошли?
— В «Ельцин» мы не пошли потому, что там уже все маркеты побывали.
— «Екатеринбург-арена»?
— Они нам предлагали до реконструкции, но это площадка не удобна для нас. А на новом стадионе я вообще еще ни разу не была.
— Кого вы никогда не пригласите на маркет?
— Зашкварный майонез. Нам религия не позволяет. А вот «Макдональдс» ради интереса бы позвали, но они не встанут технологически. Мы «Бургер Кинг» звали, но их стандарты качества не позволяют работать на фестивале.
— Ваш конкурент «О да! Еда!» в этом году провел фестиваль на неделю раньше. Подпортил вам погоду?
— Мы уважительно относимся к конкурентам-партнерам. Но обычно есть негласное правило, что между мероприятиями должно быть больше времени на перерыв. Никто, конечно же, ни с кем не договаривается, но все же знали, что мы всегда в эти даты делаем фест.
— Если у вас такая сильная конкуренция летом, то почему вы, живя в городе и зная, что у нас зима 9 месяцев в году, не придумали снежный фестиваль? У скандинавов есть, в Праге есть.
-У нас климат очень рисковый. Например, то, что происходит с ледовым городком на площади 1905 года, с каждым годом становится лучше. В первый год мы стояли там, это еще с магазином «Дефицит», нам дали какую-то палатку. Приходишь, у тебя в палатке в туалет сходили. А соседи на это подбадривают тебя, мол, «Это на удачу, сегодня покупателей будет много!». Если температура на улице — 15, например, люди еще готовы развлекаться и что-то покупать, но если температура -20, им уже ничего не надо. Домой все бегут. Сейчас уже палатки теплые и все более европейского вида. Но на самом деле идея зимнего масштабного фестиваля в городе среди организаторов фестивалей крутится давно. Но все побаиваются: — 30 градусов долбанет и все.
— Помимо того, что у вас спикеры повторяются, так и люди одни и те же годами к вам ходят.
— Да, мы сейчас для тех, кто ходил к нам пять лет назад, делаем детские зоны. Пытаемся для тусовки модные проекты приводить на фестиваль, чтобы им скучно не было: «Мы есть» в этом году у нас будут представлены. Но да, проблема обновления тусовки есть у всех. Вот сейчас Толик Карнаухов появился и его тусовка «Самиздата».
— И что, они к вам приходят и тратят деньги на фестивале?
— Ну нет, конечно. Они приходят диджеить!
— Сколько еще город будет хотеть есть на фестивалях?
— Я думаю, что недолго. Этот год, скорее всего завершающий. На следующий мы уже что-то другое будем делать.
— Библиотеки обсуждать?
— Как вариант. Круглые столы сейчас в топе. Мы делаем public talk, и приходит очень много людей. Тут вопрос весь в героях. Хорошо у нас заходили дискуссии между Зверевым и Карнауховым. Для меня самый познавательный public talk был с Татьяной Флегановой про инклюзив.
— Но это же не новые герои, они уже высказывались не по разу в городе…
— Мы-то их знаем, а обычные люди о них впервые слышат. Хороший пример: один из самых посещаемых лекториев на маркете был у Шеремета про журналистику. Позвали еще Чебыкину и ведущих шоу «Катапульта». На них пришли толпы. Шеремет для меня самой культовый персонаж. Реально говорит как из телевизора. Мне было интересно его спросить: «Как вы такую трешанину делаете?». И я не одна такая. Мы можем, конечно, позвать блогеров, которые пишут фигню какую-то про смысл жизни. И получить их поклонников, но это нереальные люди и истории их тоже не важны. Нужны люди дела для public talk.
Фестиваль «Гастроном» пройдет 4 августа в парке Павлика Морозова. Старт в 12:00.