Руководитель «ЧО» рассказал о ценности паблик-арт программы для Екатеринбурга

Руководитель «ЧО» рассказал о ценности паблик-арт программы для Екатеринбурга

Никита Харисов раньше работал бариста в кофейнях, затем проводил костюмированные карнавалы-вечеринки, которые гремели на весь город. Потом он потом стал рекламным креатором крупнейших федеральных и международных брендов: Coca-Cola, Marlboro, «Газпромнефть», Greenpeace, MEGA. За это время Харисов успел пожить в Москве, Питере, но вернулся обратно в Екатеринбург.

Сейчас он — креативный директор крупнейшей девелоперской компании «Атомстройкомплекса» и фанат Екатеринбурга. Никита считает его лучшим в стране, поэтому в 2020 году задумал фестиваль паблик-арта «ЧО», который поможет наполнить пространство Екатеринбурга новыми смыслами, замотивировать людей изучать город и заодно снизить миграционный отток.

«Моменты» узнали у Никиты, как за три сезона «ЧО» изменил Екатеринбург, как избавить его от безвкусицы и когда появится перформанс об Исети.

Никита, стартовал третий сезон «ЧО». Каждый раз программа и формат меняются. Расскажи об особенностях фестиваля в этом году?

В первый сезон больше был сделан упор на масштабность, дизайн, красоту. Сейчас мы больше работаем на вовлечение горожан в процесс, на работу с историей Екатеринбурга. Уже есть большие планы на следующий год: проект районной школы паблик-арта, театральный проект, посвященный реке Исеть. Теперь «ЧО» — это городская паблик-арт программа с обширной публичной программой из 50 мероприятий. Так получилось неслучайно: в этом году в основном участвуют художницы, а не художники.

Как, по твоему мнению, «ЧО» помогает городу?

На мой взгляд, повышает ценность районов, рассказывает об истории Екатеринбурга другим языком — с помощью паблик-арта. Это смысловое наполнение города, чтобы люди знали ценность места, в котором они живут, чтобы не было стремления переезжать в центр. Каждый район уникален по-своему.

Тебя очень волнует проблема оттока людей из Екатеринбурга. Как-то удалось уже повлиять на это?

Конечно, наивно полагать, что одна программа паблик-арта может улучшить положение. У нас это целая миссия — снижать миграционный отток. Должен быть комплексный подход, это работа на 5-10 лет. Как минимум сейчас на это влияет то, что мы привлекаем людей к проекту, и то, что в Екатеринбурге происходит что-то новое. Например, благодаря «ЧО» у художников есть возможность творить в родном городе, менять его пространство и контекст. К тому же, они зарабатывают деньги.

В Екатеринбурге проходят несколько фестивалей уличного искусства, наш город уже называют столицей стрит-арта, что ты думаешь по этому поводу? Не сильно ли много появляется арт-объектов?

Мне кажется, наоборот, это классно! Екатеринбург — самый эклектичный город, у нас и модернизм, и конструктивизм, и романтизм, и классические исторические здания, и много сталинской архитектуры, современного искусства. Мне кажется это интересно. Это значит, что город живет, меняется, развивается. Видно, что у нас город разных мнений. Екатеринбург — живой, всегда бурлящий организм. У нас проходит много фестивалей уличного искусства. Но каждый из них по-своему работает с городской средой. Как я уже говорил, мы целенаправленно работаем не с центральными локациями, а с районами Екатеринбурга.

Не будет ли Екатеринбург выглядеть из-за большого количества креатива безвкусно?

Да, Екатеринбург — столица стрит-арта, но у нас нет цели подчеркнуть этот статус, мы бы хотели стать примером осознанного подхода к размещению арт-объектов. Например, в Нью-Йорке в администрации есть целый департамент паблик-арта. Мы для этого делаем школу паблик-арта, чтобы каждый понимал, что не надо просто взять и налепить все, что ты хочешь Люди должны понимать сообщение художника, тогда не будет ляпистости и безвкусицы. Нужно, чтобы каждый объект имел смысл.

Ты много говоришь о важности развития городской среды. А что для тебя самого значит качество жизни в городе?

Я считаю, что Екатеринбург — лучший город. Во-первых, здесь обеспеченная социальная инфраструктура, хорошее обслуживание ЖКХ, во-вторых, развивается благоустройство, в-третьих, для меня важна связь человека с районом и в целом с городом. Я уезжал в Москву, потом жил в Питере, а потом вернулся в Екатеринбург. Да, здесь есть над чем работать — меня как раз и привлекло то, что я смогу как-то повлиять на городскую среду. Я никуда не собираюсь из Екатеринбурга, пока у меня есть возможность менять город.

Ты для себя уже нашел ответ на самый главный вопрос: какие у Екатеринбурга смыслы?

Это вопрос, который мы стремимся изучить в рамках «ЧО»: уральская идентичность, есть ли она? Урал — по сути место, непригодное для жизни: у нас шесть месяцев зима, лето хорошее раз в три года, но люди же здесь живут, что-то делают.

Как бы ты описал характер Екатеринбурга?

Если сравнить Екатеринбург с человеком, то это человек дела, человек, который не сидит на месте, который постоянно что-то делает, иногда не подумав, но учится на своих ошибках. Это человек, который защитит всегда своих близких, друзей.

Чтобы оставаться в курсе событий даже после блокировки Google, подписывайтесь на Telegram-канал и группу Вконтакте «Моментов». Если вы хотите поделиться новостями с редакцией, сообщите на почту news@momenty.org.