Уральская рок-герл рассказала о женщинах в музыкальной индустрии

Уральская рок-герл рассказала о женщинах в музыкальной индустрии

Екатеринбург популярен большим количеством именитых рок-исполнителей. Среди всего разнообразия выделяется группа «Не для всех» с женским вокалом. Рок-герл Маргарита Потапова рассказала «Моментам» как им удалось за два года построить музыкальную карьеру и выступать на одной сцене со «Сплином».

— Как появилась группа «Не Для Всех»? Долго ли ты и ребята шли к созданию коллектива именно такого формата?

Наша группа собралась в Сысерти. Это маленький город в 50 км от Екатеринбурга. Тяга к рок-музыке появилась еще в детстве. В 2007—2010 году у нас в городе сформировалась плотная рок-коммуна из разновозрастных, но вдохновлённых людей, каждый из которых совершал попытки в музыку. Я не была исключением. Первый опыт стоять на сцене со своими песнями случился в 15 лет. Парни в подростковом возрасте тоже где-то лабали, но так сложилось, что повзрослев, мы отошли от этого. Не тяга пропала, а словно начали невовремя. Это были попытки по фану, потому что все в кругу общения пытались.

Всерьёз мы занялись музыкой только в 2020 году. Многие из музыкантов, кто собирают бэнд в 17-19, сталкиваются с острой нехваткой денег и опыта, чтобы по уму этим заняться. А мы перешагнули этот этап. Выросли, заработали на все музыкальные хотелки, и уже абсолютно сознательно собрали группу. Кажется, совсем недавно мы полгода не вылезали со своей студии, чтоб отрепетировать первый материал. Без малого 2 года назад мы впервые вышли на сцену в Екатеринбурге. Тогда мы спели всего 4 песни, которые популярны среди нашей аудитории до сих пор: «Кайф», «Я/Ты=никто», «Детка» и «Далеко». Мы ужасно волновались, как нелояльная публика примет группу из провинции с авторским материалом. Но первое же выступление показало, что людей в нас что-то цепляет. Не натужно выверенная концепция, а искренность во всём.

Текст и мелодика песен (основа) — моя прерогатива. Но мы именно группа, а не автор-исполнитель с музыкантами. У нас слаженный, комплексный творческий процесс, где все музыканты самовыражаются и участвуют в создании песен. Готовый к записи трек с финальной аранжировкой — всегда заслуга всей группы полностью.

— Ваш первый альбом называется «Сборники моральных травм», и в своем творчестве ты вообще часто обращаешься к психологическим темам. Почему тебя так вдохновляет именно это направление?

Я убеждена, что в первую очередь люди поют на публике, чтобы помочь другим пережить какую-то сложную ситуацию, потерю, разочарование. Музыка — это же как терапия. Слушатели приходят на концерт, чтобы что-то отпустить из души, прокричать, вытанцевать, чтобы стало легче. Мы — коллектив из взрослых, состоявшихся людей, у нас уже есть энный жизненный багаж. А ведь человек, пишущий песни, в первую очередь, пишет про себя. Как правило, песни навеяны какими-то переживаниями, событиями, ранами, которые мы потом озвучиваем в строчках. И кому близко — тому откликается, помогает. Ведь все мы «просто сборники моральных травм». Поэтому так и решили назвать альбом — по первой строке самого личностного из него трека.

— Среди всех лидеров местных коллективов на «Музыке Свободы» ты — единственная девушка. Есть такое распространенное мнение, что рок-музыка — не женское дело. Тяжелее ли девушкам развиваться в этой стезе, или все-таки пол не имеет значения?

Тут как посмотреть. Есть ряд клише, которые вешают на девушку в роке, как и в любом другом роде деятельности, это понятно. Да, преимущественно — это индустрия мужчин, и они смотрят на тебя, в первую очередь, как на женщину. Иногда это проявляется в джентльменстве, а иногда и в нерабочих совсем предложениях. Но здесь от тебя только и зависит — дать понять, что ты равная, или довольствоваться иным положением. Я считаю, что у меня получается верно обозначать себя и свои интересы на музыкальном поприще.

С другой стороны, мужчинам сложнее заявить о себе в музыке, ведь конкуренция выше. Группа с женским вокалом всё ещё выделяется и автоматически приковывает внимание. А я думаю, что выделяться — это хорошо. Надо обращать свою инаковость в пользу, а не заморачиваться на анализе. Женщин нередко недооценивают, как авторов — это да. Читала под каким-то постом с нашей песней, что «по-любому не эта девка текст писала, а поживший мужик-наркоман». Я такие комментарии лайкаю. Нет плохого пиара, кроме некролога. Может, кого-то это замотивировало послушать трек.

Также расстраивает стереотипное мышление, которое уже отживает своё, к счастью. Типа: если женщина в роке, то это вторая Арбенина или Земфира. Они — безупречно талантливые женщины, многими треками которых я заслушиваюсь, но которые в начале карьеры настолько сильно рвались показать, что равны с мужчинами в рок-музыке, что будто сами забывали, что они женщины. Мне ближе образность классического западного женского рока. Пусть женщина и рок-музыкант, пусть своенравная оторва, но она, все-таки, прежде всего, женщина. И прятать это ни к чему.

— Вдохновляют ли тебя истории каких-то рок-див?

Я восхищаюсь Кортни Лав. Уникальная женщина-музыкант. Да, я отношусь к секте тех, кто не винит её в смерти супруга, и не считает это основной причиной её успеха.

— Какие особенности в управлении группой мужчин?

Кто-то, наверное, думает, что раз в группе три парня, значит я им такая мамочка. Но я не то, чтобы управляю… Мы идём вместе в одном направлении. Я иду не впереди процессии, а в её сердцевине. Они, безусловно, меня поддерживают и дополняют, горят общим делом. А если говорить сугубо о специфике общения в чисто мужском коллективе — мне максимально комфортно. С детства больше нравилось дружить с мальчишками. Могу иногда проораться, конечно, ведь все мы живые люди, но это максимум для усиления эффекта очередного авторского манифеста, так сказать. У нас всё классно, реально.

— Раскрой, пожалуйста, смысл названия группы?

Мы позиционируем себя так: «не для всех, но для каждого лично». Мы не можем понравиться каждому, но кому близки наши смыслы и мелодии, те становятся нашей семьей. Что видно даже по общению со слушателями в социальных сетях. Так и вырисовывается исключительность в обычных вещах.

— Ваша аудитория — это мужчины или женщины?

В основном мужчины. И сначала мы этому удивились. Изучив статистику после первого же опыта таргета, узнали, что 83% процента переходов и прослушиваний — от мужчин 25-35лет. Хотя, у меня был стереотип раньше, что если девушка в группе поёт, то и аудитория будет девчачья.

— С точки зрения продвижения, вы — популярная группа, какие у вас были способы продвижения? Сейчас как продвигаетесь?

Сначала нашей главной целью было вылезти из скорлупы родного маленького города. Я помню время, когда у нас не было ни одной приличной записи и ни одного лайв-видео, и мы кидали заявки на выступления вообще во все заведения Екатеринбурга, на все мероприятия, но в основном получали игнор. Я настолько привыкла к отказам, что очень удивилась, когда нас взяли в «Поколение Рок-2021». И мы даже дошли до финала. Так и открылись двери в Екатеринбурге. Благодаря этому конкурсу мы приобрели первичную узнаваемость за пределами Сысерти. И нас начали звать выступать в места, где раньше не было ответа. Таким образом, хватаясь за любую возможность отыграть, мы наработали костяк аудитории подписчиков.

Вообще, как такового рынка продвижения музыкантов в Екатеринбурге нет, хотя индустрия, вроде, работает. Все группы, которые развиваются, делают это самостоятельно. С помощью концертов, собственных вложений в рекламу, упорно работая над собой. Кроме «Екатеринбургского рок-клуба», Концерт-Холла «Свобода», небольших площадок «7-44» и «Корчма», никто особо не поддерживает локальную сцену. Нам очень повезло сотрудничать и дружить с ними. Выходит, есть на кого опереться, просто самому сидеть на попе ровно тоже нельзя.

— Что вам даёт сотрудничество с рок-клубом и с Концерт-Холлом «Свобода»?

«Свобода» — одна из топовых площадок в городе. Большой зал с прекрасным звуком. Я считаю, что их взаимодействие с малоизвестными коллективами — это огромный вклад в развитие локальной сцены. Они устраивают движухи не только для именитых артистов, но и для местных групп, давая им шикарный трамплин в виде возможностей показать себя и наработать аудиторию. Некоторые, мне кажется, даже не понимают до конца, как круто там выступать и сколько из этого можно извлечь.

— Как вы попали на фестиваль «Музыка свободы»?

Чудесным образом. Низкий поклон «Екатеринбургскому рок-клубу», опять же. Полгода назад, после выступления в новом «7-44», к нам подошла резидент рок-клуба Оля Дубровина и сказала: «Долго за вами наблюдаем, не стройте планов на июнь, будете участвовать в фесте „Урал Фреш“, шоукейс в первых числах». И мы, конечно, согласились. Первым этапом было 10 групп из Екб, Перми и Челябы, потом осталось 5. И объявили, что в финале мы и ещё 4 коллектива сыграем на одной сцене с «Операцией пластилин». Мы поверить не могли! Это уже было огромным подарком. Но после финального концерта с хэдлайнером, представителей всех групп попросили выйти к сцене. Сообщили, что есть подарки от спонсоров. И мы видели краем глаза пакетики с косметосом, уже на них рассчитывали. А оказалось, что есть самый главный тайный приз. И это выступление на «Музыке Свободы». Когда объявили, что достаётся это право нам, парни у меня закричали от радости, а я даже слова сказать не могла, будто воздух кончился. За 2 дня до этого мы с подругой обсуждали в переписке, что очень хотелось бы туда попасть, но дорого наверно будет… Выступающей себя на фесте такого уровня я, признаться, не видела. Мы же выросли на доброй половине артистов оттуда! Но в этот момент мы окончательно поняли, что 2 года упорной работы не прошли даром. И мечты реально сбываются.

— Что мотивирует заниматься именно рок музыкой в Екб? Что для вас музыка?

Для меня заниматься музыкой — естественная потребность. И теперь уже основная, постоянная работа. И, уверена, у каждого участника нашей группы такая политика. Мы все хотели стать рок-звёздами в детстве. А сейчас мы хотим делать свою музыку и делиться ею с людьми — это самое важное. Абсолютно осознанно, расставив все возможные приоритеты. И главное, чего не хотелось бы никогда растерять, это наш подход к слушателям. Каждый из которых становится нам другом. И не важно — сколько человек в зале, что за зал. Главное, что им нужны наши песни, а значит мы не зря это всё затеяли.

— Нужны ли такие объединения, как Екатеринбургский рок-клуб, и площадки, как «Свобода Концерт Холл»? Что он даёт начинающим музыкантам?

Эта площадка действительно даёт дорогу на новое качество творчества и возможность быть услышанным. Начинающие музыканты, благодаря «Свободе», могут не только сидеть на репетиционных точках, еле собрав на «ямы» денег, но и показать свою музыку публике, организаторам, жаждущим «новой крови», более опытным и известным коллегам по цеху; обрести новые полезные и интересные знакомства. Главное, повторюсь, правильно воспользоваться трамплином от «Свободы». Как минимум научиться работать с аудиторией. «Идеальные» песни можно послушать дома, или в наушниках, а на концертах ты получаешь от музыкантов энергетику. Я очень рада, что есть такие идейные организаторы, как например Маша Тарасова, которая возродила рок-клуб, который теперь, под крылом «Свободы», на совершенно альтруистичных началах создал крутую продакшн-машину, нацеленную помочь ребятам, которые действительно хотят развиваться.

— Какой совет Вы бы дали начинающим музыкантам?

Мы сами — 5 минут, как не начинающие, просто тянуть больше некуда! (смеётся) А совет могу дать такой: можно слушать, но нельзя прислушиваться к тем, кто говорит, что таких музыкантов как ты — много, ишь что придумал, никому не нужны твои песенки, иди займись чем-то полезным. Можешь слушать, но не слушаться. Если это твоё дело — от него не избавиться, это станет жизненной необходимостью, а не хобби, или чем-то временным. Рьяное отговаривание со стороны должно только подзадоривать и мотивировать. Сделай круто назло тем, кто утверждал, что у тебя ничего не выйдет, кто рисовал тебе «потолок». Я, например, очень благодарна людям, которые в меня не верили, или не верят прямо сейчас. Даже будучи максимально отходчивой, ловишь тепло на душе, если смог сделать что-то, что пророчили недосягаемым. Главное никогда не останавливаться. Потому, что «потолка» этого на самом деле нет.

Чтобы оставаться в курсе событий даже после блокировки Google, подписывайтесь на Telegram-канал и группу Вконтакте «Моментов». Если вы хотите поделиться новостями с редакцией, сообщите на почту news@momenty.org.