«В России даже на расстоянии люди боятся». Рома Зверь решился показать то, что было скрыто от фанатов

«В России даже на расстоянии люди боятся». Рома Зверь решился показать то, что было скрыто от фанатов

Рома Зверь — это икона нестареющей супер-звезды: денег мне не надо, у меня все есть. А дальше он живет в свое удовольствие. Одно время музыкант увлекся фотографией, снимки настолько зацепили его друзей, что те вынудили его сделать из них отдельную выставку. Эти фото он делает вдали от гастролей и фанатов. Сегодня лидер группы «Звери» при поддержке momenty.org открывает выставку «Моменты» в Екатеринбурге. Перед вернисажем он поделился, чем сейчас занята его голова.

— В Екатеринбурге сейчас проходит выставка Сергея Шнурова про брендреализм. Это правда сейчас модно среди звезд заниматься самотиражированием во всех отраслях?

— Я не для пиара, я не Шнуров! Это просто мое увлечение, которое переросло в большее. Не было идеи вообще делать выставку изначально…

 — Кто-то уговорил?

— Друзья. Я им показывать фотографии, сначала в цифровом виде, потом проявлял пленки. Друзья посмотрели и сказали: надо делать выставку. Но как ее делать, я понятия не имел! Это все не для пиара. Просто было время интереса к фотографии. В течение пяти лет я фотографировал на разные форматы и остановился на среднем, если говорить об аналоговой фотографии, и на узком формате. Я хотел воссоздать стиль фотохудожников, которые мне нравятся: Робера Дуано и Картье-Брессон Анри. Я покупал фотоаппараты, которые могли воспроизвести именно ту картинку, ту насыщенность и состояние, как у мэтров. И вот ради того, чтобы показать эти эксперименты, я и сделал выставку, потому что за пять лет моего увлечения фотографией накопилось огромное количество снимков.

«Этих шахматистов я снимал на Leica. И только уже после печати заметил, что у них внизу дипломат старый и два стаканчика. Они побухивают, играют в шахматы в центре Киева».«Этих шахматистов я снимал на Leica. И только уже после печати заметил, что у них внизу дипломат старый и два стаканчика. Они побухивают, играют в шахматы в центре Киева».

 — Почему тут только ваши путешествия и ничего из концертной жизни?

— В основном, я фотографирую в отпуске. Иногда я выходил в Москве, когда было свободное время — тестировал камеры, экспериментировал немного.

— У вас очень много Европы и Азии, но почти нет фотографий, сделанных в России…

— Да! Я в основном в Европе фотографирую, там спокойнее, чем в России. У нас люди реагируют очень негативно на камеру, начинают думать, что их кто-то преследует, они в чем-то виноваты. В репортажной фотографии есть два стиля работы: агрессивный, когда ты проникаешь в пространство своего героя и заставляешь его быть в стрессовом состоянии, либо ты не входишь в его пространство. Вот я не вхожу в пространство своего героя — я делаю это на расстоянии, незаметно, не придавая этому особого значения. Я не даю деньги моделям, у меня нет жанровой постановочной фотографии. Я никогда в поле своего героя не стараюсь залезть, я считаю, что этого делать нельзя. В России даже на расстоянии люди боятся, начинаются проблемы: «„Чо“ ты меня снимаешь? А зачем тебе это?». В Европе с этим проще, но сейчас там вышел закон, что ты должен брать разрешение у человека, которого снимаешь. Это крах репортажной фотографии.

- По какому принципу отбирали работы для выставки?

— Просто по удачным кадрам.

— Работы продаются?

— Марина Альвитр (владелица галереи, где проходит выставка Ромы Зверя — прим. ред.) предлагает этот вопрос обсудить. Но у меня нет задачи продавать. Основной мой заработок — с концертов, и я больше ничем не занимаюсь, у меня нет пироговой или какой-нибудь там кофейни, или еще чего-нибудь. Я вообще не бизнесмен, в отличие от Шнурова. Я занимаюсь исключительно искусством, я не занимаюсь зарабатыванием. Деньги мне не нужны!

 — Звезды такой величины, как вы, особенно западные, всегда используют свое положение, чтобы обратить внимание общества к проблеме. Даже Шнур, он конечно стебется над всем и вся, но когда начинает рассказывать про свои работы — там же вскрываются проблемы. А у вас так просто все, что увидел на отдыхе, то всем и показал. Зачем вам это?

— Мне уже незачем, а людям интересно. Поэтому это здесь. Мне даже в голову не приходило, что значит социальная фотография. Вообще не люблю все эти социальные темы, когда начинают грузить людей, давить своим авторитетом и статусом и кричать об этом, «как я хочу помочь, вскрыть какую-нибудь тему». Эти люди не вызывают доверия, и я вообще опасаюсь таких людей на самом деле, потому что, скорее всего, они врут. Когда ты хочешь что-то делать — ты это делаешь без криков и огласки. Как Хабенский, допустим.

«На моих фото чаще всего Атлантика, остров Тенерифе, Канарские острова. Можно увидеть Тайланд или Одессу. Париж и Амстердам».«На моих фото чаще всего Атлантика, остров Тенерифе, Канарские острова. Можно увидеть Тайланд или Одессу. Париж и Амстердам».

— Сложно вам сейчас как музыканту в агрессивном информационном поле доносить свои новые альбомы, песни? Условно, я открываю свой телефон, а там столько вариантов, на что я могу потратить свое время, и Рома Зверь просто в силу логики технологий может не попасть в поле моего зрения.

— Ну я стараюсь жить настоящим, либо не обращаю на это внимание. Кому надо — тот слушает. Сегодня большинство людей слушают музыку, а не покупают. Я вот по-старинке покупаю альбомы, потому что мне важно, чтобы у меня музыка всегда была под рукой. А то, что все расслоилось и появилось очень много разного интересного — да, но, понимаете, люди не все любопытствующие. Любопытствующих людей, которые умеют саморазвиваться, их крайне мало. Остальные просто ждут какой-то информации из того же телевизора, какого-нибудь портала информационного, как ваш, допустим. Сидят и ждут информации, сами никогда не начнут что-то искать, серфить на просторах Интернета и так далее. Поэтому, я вообще не знаю… Все хорошо, мне все нравится, что так происходит. А как музыка занимает и так далее — это нужно к каким-нибудь маркетологам обращаться. Я не маркетолог. Шнуров — маркетолог.

— А как вам аудиторию тогда обновлять на концертах? Вас же наверняка раздражает эта история с «давай, давай!», когда публика не хочет слышать ничего кроме как «Районы, кварталы…»

— Меня скорее не бесит, я их понимаю. Потому, что «Районы» — это их молодость, они получили некие эмоции с этими песнями, они хотят их повторить.

— И конфликта внутреннего у вас нет, когда вы стоите на сцене и понимаете: «Да сколько можно-то»?

— Если мне скучно играть песню, я ее играю по-другому. Либо позволяю людям петь. У меня нет такой проблемы, как у некоторых: «Не буду играть эту песню и все, идите вы к черту». Я люблю свои песни. Я не исполняю нелюбимые, их две штучки, не больше. Я их просто вообще никогда не играю на концертах. Это была ошибка, что они вошли в альбом. А «Районы, кварталы» — пожалуйста. Для чего же вообще мы встречаемся на концертах? Чтобы получать удовольствие от того, что мы встретились.

Рома несколько раз приезжал в галерею, чтобы проконтролировать как будут расположены картины на выставке.Рома несколько раз приезжал в галерею, чтобы проконтролировать как будут расположены картины на выставке.

 — Ваша кино-история, когда вы снялись в роли Майка Науменко в фильме «Лето», была разовая, либо сейчас вы не прочь продолжить сниматься?

— Сниматься в кино мне предлагают, конечно. Но мне не интересно что-нибудь сделать «просто». Моя роль в кино — это все Кирилл Семенович Серебренников. Я не сразу согласился на его предложение. Не был уверен в своих силах, на что Кирилл Семенович сказал «не переживай, я тебе помогу». Я спросил: «отвечай, что ты мне поможешь, что ты меня не бросишь, потому что я не уверен в себе, что я это сделаю». Он сказал «не переживай, я тебе помогу». Вот тогда мы сошлись, поэтому я снялся в кино, а так мне это не очень интересно. Не то, что неинтересно, я просто знаю, как устроен российский кинобизнес и как там все плохо, и как мало снимается хороших фильмов, и по каким причинам они не снимаются… Все это мне понятно, поэтому я не хочу в этом участвовать.

— А разве музыкальный бизнес не так же устроен в нашей стране?

— Ну в музыкальном бизнесе гораздо проще. Ты не можешь снять кино один, а музыку можешь — вот и вся разница. Я как музыкант могу быть автором и исполнителем одновременно. И сделать песню от начала и до конца, не выходя из квартиры. Мне никто не нужен. А кино — это коллективное творчество.

 — Не раздражает ли вас новая русская музыка и возможность в один день стать звездой?

— Меня не может это раздражать — это вообще меня не касается. Сейчас у всех есть мнение по поводу всего. Вот это меня больше раздражает. У меня нет мнения по поводу молодых артистов, потому что я до конца не понимаю, что это.

— Вы слушаете новую музыку?

— То, что доходит до меня при помощи соцсетей и друзей. А так, специально — нет.

Посмотреть на выставку «Моменты» Ромы Зверя можно в Alvitr Gallery с 23 октября по 23 ноября. Пространство «Главный Проспект».