Николай Коляда — это человек любви и безумной страсти к театру. Таких, что они граничат с помешательством. Он иногда больше похож на персонажа, чем на реального человека, в существование которого можно поверить. Каждый его спектакль или фестиваль — это рукописное письмо с признанием в любви к театру, людям и детству.
— Я обожаю маленькие провинциальные театры, потому что эти люди исполняют свою мечту и слаще морковки в жизни не ели ничего. Я их люблю и все им готов отдать. Последние штаны сниму и подарю, потому что я знаю, что они работают за идею и еду. Они абсолютно счастливые люди, хотя, их никогда не позовут на «Золотую Маску», никогда не покажут по «Первому каналу», но они живут и радуются, создавая в своем огороде цветочки. За это я их обожаю и готов им все отдать, — рассказал «Моментам» Николай Коляда.
Из разговора с Николаем кажется, что «мечта», «детство» и «благодарность» — это три ключевых понятия в жизни драматурга. Для него принципиально важно следовать своему пути и увлечениям юношества, не размениваясь на легкие деньги и не прожигая талант впустую.
Большинство актеров «Коляда-Театра» не только играют, но и занимаются ведением подсобного хозяйства. Некоторые даже приходят сюда, просто чтобы быть рядом. Работают уборщиками, чтобы продолжать находиться в любимом им месте и однажды получить шанс выйти на сцену, либо поставить свою пьесу.
— У меня было два актерских курса. Некоторые уехали в Москву или вообще ушли из театра. Кто-то работает в кружках каких-нибудь или Винни-Пухами прыгают в торговых залах. Они предали свою мечту. Они должны работать в театре, даже провинциальном. Поезжай в Шадринск, Серов, куда-то туда, где ты будешь исполнять свою детскую мечту «я хотел выходить на сцену». Хочешь Винни Пухом Пухом прыгать? Тогда п*здуй, дело твое. Но, по-моему, они просто предали свое детство, предали мечту, — поделился с «Моментами» Николай Коляда.
По ощущениям от разговора, для Николая важно оставаться собой, сохранять свои честь и достоинство, не изменять натуре. Иногда в разговоре сквозит неприязнью к столичным театрам, но, кажется, что это больше связано с нехваткой интереса людей к местным, стоящим и по-настоящему живым театрам.
— Я же мог бы оказаться в Москве в 90-е годы, и был бы сейчас главным режиссером в каком-нибудь их театре. Если бы там вась-вась, дружил бы, улыбался подлецам. Я сказал нет, вот здесь, в этом городе, не владея никакими связями, я возьму и открою театр. И сам себе докажу, что я чего-то стою в этой профессии, которую избрал. Докажу, что я могу по-настоящему исполнить свою мечту, — отметил в разговоре с «Моментами» Николай Коляда.
Николай ревностно относится к театру и профессии. Особенно его раздражает неблагодарность, когда ученики забывают о вкладе драматурга в их будущее. Это напоминает хрестоматийную историю, когда дети в переходном возрасте портят отношения со своими родителями. А когда приходит осознание ошибки, становится уже слишком поздно.
— Люди неблагодарны, к сожалению. Очень неблагодарны. Все думают, что так было всегда — х**ньки! Так оно никогда не было бл***. Мальчики и девочки с уралмаша из кочегарки вдруг стали драматургами и вдруг теперь они артисты. Кто вас вытащил-то из говна? Вы что-то забыли? Вам самим-то не стыдно? У меня дома всю жизнь висят два портрета моих преподавателей. Они были разными, у меня были претензии к ним, но они дали мне путевку в жизнь. Я им благодарен. каждое утро смотрю на их портрет и говорю «спасибо», потому что учителей надо любить. Какие бы они ни были и как бы не расходились ваши пути, — рассказал «Моментам» Николай Коляда.
При этом Николай признает, что он не самый легкий в общении человек. Он может быть резок, неприятен, но в итоге это происходит от большой любви, где-то даже граничащей с безумием. Хорошая иллюстрация произошла, когда один из артистов зашел показать трюк, который выучил. Парень схватился за подвешенные канаты, разбежался и, пробежав по стене, сделал сальто. Николай тогда сильно взбесился и обматерил парня на чем свет стоит. Однако общий посыл был в том, что артист мог повредить плечо. Как бы он тогда выступал на сцене и шел к своей мечте.
— Я никого не обидел, не оскорбил, но, конечно, я тоже не подарок. Мне приходится принимать непопулярные решения, но при этом я не становлюсь подлецом. Я соблюдаю какие-то санитарные нормы, чтобы не быть свиньей и мерзавцем. Наверное, кому-то причинил какую-то беду и горе, кого-то выгнал. Просто сказал: «Вон. Не хочу с тобой работать». А что я должен был делать? Оставить эту заразу, эту гнилую ветку в театре? Взял, отрезал, иди. До свидания. Обижаешься? Это твои проблемы. У меня здесь мой маленький бизнес, мой маленький огород, у меня тут цветы растут, а ты тут будешь сорняком. Иди на хер, до свидания, — рассказал «Моментам» Николай Коляда.
Другая причина неприязни к большинству столичных культурных центров — это их неспособность показывать настоящий, живой театр. Как выражается Николай, «Московская *уерга» часто показывает обычные антрепризы, чтобы срубить денег. Они забывают про мастерство и жизнь на сцене.
— Есть много театров, которые неправильно воспринимают учения Станиславского. Я очень много и часто говорил дурно, но не о самом Станиславском, а о том, что его учения понимают превратно, как и учения Ленина. Ленин к чему стремился? Он же хотел, чтобы были мир, дружба и жвачка, чтобы было все хорошо, а потом все это превратилось в черт знает что. В театрах учения Станиславского превращают в икону, его не понимают, как живое учение, — отметил в разговоре с «Моментами» Николай Коляда.
Хоть Николай Коляда уже не первый десяток лет живет в Екатеринбурге, его малая родина находится в маленькой казахской деревне. Для него — это своеобразное место грез и мечтаний, та точка во времени и пространстве, где все началось.
— Я приехал в Екатеринбург в 73 году, 50 лет назад. Мне было 15 лет, поступил после восьмого класса в театральное училище. До сих пор я живу здесь. Но на свою родину — Пресногорьковку, конечно, езжу. Там могилы моих родителей, сестра у меня родная живет там, я ей помогаю. Я денег отсылал им на новый забор, они сделали, вчера прислали видео. Чуть не плакал, глядя на это, потому что любимое место. Самое счастливое время в жизни — это детство было. Почему в театре я работаю? Потому тут все время, как в детстве, постоянно придуриваешься, — рассказал «Моментам» Николай Коляда.
После общения с Николаем остаются смешанные чувства. С одной стороны, это человек про всепоглощающую любовь к людям и театру. А с другой, это фанатичный персонаж с претензиями ко всему миру. Он — это сплав одиозности и милосердия, страха и всемогущества. Пожалуй, именно такие люди остаются в истории и становятся наставниками будущих поколений.
Чтобы оставаться в курсе событий даже после блокировки Google, подписывайтесь на Telegram-канал и группу Вконтакте «Моментов». Если вы хотите поделиться новостями с редакцией, сообщите на почту news@momenty.org.