«Кино, после которого хочется жить»: интервью с уральским режиссером и «Человеком года» Иваном Сосниным

«Кино, после которого хочется жить»: интервью с уральским режиссером и «Человеком года» Иваном Сосниным

Иван Соснин — уральский режиссер, сценарист и сооснователь Red Pepper Film, на счету которого награды «Золотого орла», «Кинотавра», «Нового сезона» и других крупных кинофестивалей. Кроме того, его работы были показаны на мировой арене, например, в Канаде и Японии. Соснин известен своим стремлением снимать добрые и душевные фильмы, часто обращаясь к темам семьи и взаимоотношений между людьми. Именно поэтому его творчество отличается искренностью и глубоким пониманием человеческих чувств, что делает его одним из заметных режиссеров современного российского кинематографа. В декабре 2024 года Соснин стал «Человеком года» в Екатеринбурге по версии редакции «Моменты». Поговорили с Иваном о кино и ярких итогах уходящего года.

Вы пришли в кинематограф со съемок рекламных роликов. Как это было?

— Да, я пришел в Red Pepper 13 лет назад. Он был небольшим рекламным агентством. Мы делали мероприятия, слоганы, придумывали кампании, наружку, радио, в основном работая только на Екатеринбург. Затем постепенно начали создавать креативные проекты и выигрывать награды, приглашали режиссеров, начали сами производить, потому что поняли, что это и интереснее, и выгоднее. Те, кто занимался съемками, переименовались в Red Pepper Film, а те, кто занимался ивентами, стали Red Pepper Events.

А когда у вас случился первый короткий метр?

— Прошло уже восемь лет. Мы еще снимали рекламу, но начали появляться идеи, которые не помещались в хронометражах этих рекламных роликов. Я предложил ребятам попробовать с этим что-нибудь сделать.

Если говорить про короткий метр, то как в условиях сжатого хронометража донести смысл до зрителя?

— Это начинается со сценария. Когда я его пишу, сразу понимаю, что это будет — короткометражка, полный метр или сериал. Например, здесь, в короткометражке, ничего не раскрою. Надо писать больше. Начинаю писать шире. А иногда пишу идею и сразу такой, ой, здесь нечего растягивать. Мне легко получается уложить какую-то большую идею в короткий формат. И я думаю, что это просто пришло с опытом.

А как вы ищите темы и идеи?

— Размышляю о своей жизни или о близких, о том, что окружает. Часто отталкиваюсь от своих личных переживаний. Например, я снимал короткометражный фильм «Интервью»* про поиск отца, про то, как девочка увидела его фотографию и поехала его искать. У меня была такая же история — я тоже нашел дома фотографию отца, я его никогда не видел, и я думал, что будет, если я поеду его искать. Так начал писать сценарий. Что-то происходит, это влияет на твое сознание, на мировоззрение и дальше ты стараешься то, что тебя задевает, перенести на «бумагу». Это сеансы психотерапии.

*В 2019 году короткометражный фильм «Интервью» получил диплом Гильдии киноведов и кинокритиков на «Кинотавре» и в 2020 году стал лауреатом премии «Золотой орел».

Кадры из фильма «Интервью»

То есть вы чаще используете какие-то социальные темы, которые могут тронуть, в которых можно найти свои смыслы?

— Да, например, «Большая восьмерка» — короткометражка про бездомных собак. В Казахстане когда-то к Саммиту начали их отстреливать. Меня это задело, и я начал писать на эту тему.

А есть короткометражка, которой вы гордитесь? Наверное, «Интервью»?

— «Интервью», да. Потому что она личная для меня. И она действительно очень хорошо была встречена и зрителями, и критиками. Мы ездили с фильмом в Германию на кинофестиваль, он еще попал в Саппоро, Конию, Ванкувер. После «Интервью», пришло предложение на полный метр, и тогда я написал «Далекие близкие».

Пользуется ли короткий метр спросом «сегодня»?

— Короткий метр никому не нужен в продажу. Никто не понимает, как его прокатывать. Потому что весь прокат в России и онлайн, и в кинотеатре, заточен под полнометражные фильмы. Слоты везде по два часа. И кинокритики их обходят стороной, потому что короткий метр не считается чем-то важным для российской киноиндустрии. О фильмах все быстро забывают.

Кадры из фильма «30 секунд»Кадры из фильма «30 секунд»

Что вы можете сказать о съемках полного метра и сериалов? Нашли ли вы подход, который позволяет сохранять силы двигаться дальше и не терять «хватку»?

— Короткометражку можно подготовить за две недели, снять за три дня. В полном метре, конечно, нужно раскладывать силы по всей дистанции. Даже если что-то идет на первых сменах не так, лучше пойти на компромисс, смириться с тем, что что-то не так и потом что-то доснять. А сериал — это вообще ад. Я пока что больше не хочу. 50 с лишним съемочных дней, растянутых на три месяца. Ты ничего не контролируешь, это поток. Например, может так случиться, что кто-то из актеров не приехал.

Что, на ваш взгляд, самое важное в работе режиссера?

— Мне кажется, самое важное — это уравновешенность, терпимость и стрессоустойчивость. На площадке всегда все идет не так, как нужно — где-то застревает машина, иногда на ходу приходится менять локации и сценарий. Важно быть хорошим менеджером, дипломатом, организатором, чтобы находить общий язык со всеми департаментами.

Вы с командой можете определить свой почерк? Как обывателю понять, что именно этот фильм снял Иван Соснин? Что объединяет ваши работы?

— Я думаю, что это светлая, бытовая наивность, сказочность. То, что происходит в реальной жизни, но при этом это маловероятно, но все равно душевно. Это что-то про провинцию, про регионы, про маленькие города, про панельки, про хрущевки, про лестничные клетки и про дворы. Что-то из нашего детства, но происходящее в нашем настоящем. Просто кино, после которого хочется жить.

Мне известно, что когда вы снимали «Пришельца», вы тратили только свой бюджет, даже занимали деньги у друзей. Стоило ли это того?

— Мне кажется, что стоило. Весной 2022 года в стране был экономический кризис, все бренды ушли, и мы не понимали, что делать, работы не было. И «Пришелец» нас спас психологически. Мы подумали, что сидеть переживать — зря, давайте лучше заниматься творчеством, попробуем снять кино. Мы начали вкладывать свои деньги, уехали. Немножко отключились от всего информационного пространства, которое тоже давило. Он нам дал веру в себя и то, что мы можем что-то снимать сами независимо. И сейчас он дал свои плоды, пусть и не финансовые.

То есть это проект для души, а не для денег?

— Глобально мы не заработали большие деньги. Поэтому это скорее имиджевый проект, который помог нам завоевать свою аудиторию и поучаствовать в фестивале. Опять же, мы впервые в жизни в Московском международном фестивале.

О чем этот фильм? Как вы лично определяете его проблему?

— Он про толерантность, инаковость, про терпимость одних людей к другим. О том, что быть непохожим на других — это нормально, и нужно принимать людей такими, какие они есть.

Кадры из фильма «Пришелец»

А участие в каких фестивалях в этом году вызвало особое чувство гордости?

— Точно ММКФ. Также мы попали на «Золотой Орел» с короткометражкой «30 секунд». Вот эти, наверное, два.

В этом году вы сняли несколько музыкальных клипов, но самый запоминающийся для меня это, конечно, «Кто твой друг?», Дельфин. Расскажите о съемке, как это произошло.

— Они отправили песню «Кто твой друг», где припев записан вокалом Юры Шатунова. Мне песня очень понравилась, мы предложили что-то снять. Долго думали и я понял, что она про что-то киношное. Мы пришли к тому, что это про расставание, про последние минуты отца в семье. На самом деле, очень многое в творческом плане давал сам Андрей*, потому что для него эта песня знаковая. И он, конечно, участвовал и в написании сценария, и в монтаже. Мы взяли наших актеров — Сережу Гилева, Аню Слю и Сашу Бабаскину, и сняли небольшую зарисовку за один день в Москве.

*Андрей Лысиков, российский музыкант, более известный под псевдонимом Дельфин.

Кадр из клипа «Кто твой друг?»Кадр из клипа «Кто твой друг?»

Поделитесь своим главным достижением и главным факапом в 2024 году.

— Больше всего горжусь выходом сразу трех проектов — «Пришелец», короткометражка «30 секунд» и сериал «Юг». «Пришелец» и «Юг» оба достаточно заметно прошли, и попали во многие списки лучших проектов за год. Для меня это большой прорыв. Наверное, главный факап — это неумение отказываться и распределять свою занятость. Это глобально, потому что я очень многое упустил в этом году и очень многое потерял из-за того, что я тратил часто энергию не на то. Из-за того, что я пытался угнаться за всем, я потерял много важного и с точки зрения фильмов, и каких-то фестивалей, и с точки зрения, наверное, времени, проведенного со своим ребенком, со своей семьей.

Вы стали «Человеком года». Как вы себя чувствуете, какие эмоции?

— Это было очень неожиданно и приятно. Я удивился и порадовался, что я попал в номинацию. Это такой большой аванс, что нужно как бы продолжать в том же духе.

А на предстоящий год вы уже наметили что-то?

— «Легенды наших предков» выходит в мае. Мне хочется, чтобы мы сделали классный пиар, классную премьеру. Я надеюсь, что мы в кинотеатрах сможем что-нибудь собрать. Это основная цель. Во второй половине года надо писать сценарии, которые у меня лежат.

Кадры со съемок «Легенды наших предков»

Что вы пожелаете себе в Новом году?

 — В новом году пожелаю чуть больше отдыхать, следить за здоровьем, больше проводить время с семьей. И как-то глобально думать о своей занятости, потому что время — очень ценный ресурс, и мне кажется, я его не всегда расходую правильно.

Чтобы оставаться в курсе событий даже после блокировки Google, подписывайтесь на Telegram-канал и группу Вконтакте «Моментов». Если вы хотите поделиться новостями с редакцией, сообщите на почту news@momenty.org.