В последние годы Екатеринбург стал настоящим культурным оазисом России, где классические музеи соседствуют с новыми креативными пространствами. Одними из арт-сокровищниц являются Музей ИЗО, «Эрмитаж-Урал» — территория вдохновения по версии «Моментов», Музей наивного искусства и Центр истории камнерезного дела. О том, как команда помогает городу становиться ярче на карте страны, мы узнали у руководителя пространств Никиты Корытина.
— Сперва хотелось бы немного услышать о цифрах. Сколько выставок вы провели?
— У нас существует внутренний стандарт — около 24-25 выставок в год. Мы располагаем разными площадками: от большого выставочного зала до камерного. Впрочем, количество — не главный показатель успеха, важнее качество, сложность и доступность для зрителя.
Сейчас музей принимает около 180 тысяч посетителей в год — отличный результат для региона. Многие приходят к нам неоднократно, формируя постоянную аудиторию. У нас действуют абонементы и масштабные лекционные и образовательные программы, благодаря которым создается такая внушительная посещаемость.
Главный маркер — уровень проводимых мероприятий. Взять хотя бы выставку Альбрехта Дюрера: еще несколько лет назад такое казалось невозможным. Теперь не нужно ехать в «Эрмитаж» — можно увидеть работы мастера, изменившего визуальную культуру, в своем городе. В ближайшие 15-25 лет все ключевые коллекции оттуда побывают здесь.
— Как меняется интерес публики к вашим площадкам? Какие выставки считаете наиболее «стрельнувшими»?
— Мы стремимся найти баланс между содержательностью и привлекательностью выставок. Недавний проект с работами Константина Кузнецова — хороший тому пример. Мы создали визуально эффектную экспозицию, которая поражала зрителя с первого взгляда, но при этом несла глубокий смысл. Да, для современного зрителя важна возможность сделать фото, поделиться впечатлениями в соцсетях, и мы это учитываем, но не в ущерб содержанию выставок.
— Кто сегодня ваша основная аудитория?
— После открытия «Эрмитаж-Урала», с его современной инфраструктурой и комфортной средой, мы заметили обновление аудитории. Наши исследования показывают, что основные посетители — люди от 24 до 44 лет, а не пенсионеры и школьники, как принято считать.
— Сейчас в городе довольно насыщенная культурная повестка — много выставочных пространств, галерей. Как вы оцениваете конкурентную среду? Приходится ли музею адаптироваться к новым реалиям?
— Десять лет назад, когда планировалось открытие Ельцин Центра, многие столичные эксперты переживали, что традиционные музеи потеряют посетителей. Но вышло наоборот — Ельцин Центр задал определенную планку качества, к которой мы прислушались. В итоге все культурные площадки города помогают друг другу растить общую аудиторию.
Мы видим, что люди готовы возвращаться в музеи снова и снова. Посетив один, человек с большей вероятностью пойдет и в другие — будь то Музей истории города, Краеведческий музей или Ельцин Центр. Все хотят повторить этот осмысленный опыт взаимодействия с культурой и искусством.
В Екатеринбурге сложилась уникальная среда. У нас полуторамиллионный город с высокой плотностью событий, и при этом потенциал для роста площадок огромный. По насыщенности культурной жизни мы уступаем разве что Москве, Санкт-Петербургу и Нижнему Новгороду. Это и есть настоящий показатель столичности города.
— Нередко случается так, что музеи проникают в другие сферы — допустим, в гастро. Насколько это эффективная история?
— Мы не гонимся за прямой конверсией от наших коллабораций с ресторанами в продажу билетов. Главная цель — повышение узнаваемости музея. Важно, чтобы люди знали: в их городе есть такой музей, и когда через пару лет возникнет вопрос «куда сводить гостей?», они вспомнят о нас. Да, эффективность такого подхода сложно измерить, но мы верим в долгосрочный результат.
Сотрудничество с гастросферой — это благодатная тема для нашего города. У нас десятки проектов с ресторанами, кафе, кофейнями. Мы хотим быть заметными для той части аудитории, которая активно посещает заведения общепита — это огромный рынок. Такие коллаборации — больше имиджевая история.
— В чем, на ваш взгляд, главный вызов для музеев? Как меняется роль музея в современном городском пространстве?
— Главный вызов сегодня — это изменившиеся ожидания аудитории. Люди привыкли к комфортной упаковке знаний, как на YouTube или «ВКонтакте», где все структурировано и подано в готовом виде. Раньше нужно было перелопатить кучу материала в библиотеках, а сейчас информация просто вкладывается в голову. Это здорово, но человек лишает себя важной интеллектуальной работы. В музее посетителю сложно провести больше получаса, хотя этого недостаточно, чтобы что-то по-настоящему усвоить.
Но у музея есть важное преимущество — это одно из немногих мест, где осталась подлинность. Мы живем в мире бесконечных репродукций и симуляций, где все воспроизводится тысячи раз: на календарях, заставках телефонов, в рекламе. И у человека растет внутренний запрос на оригинал, на первоисточник. Именно поэтому ценность музея, где можно увидеть подлинные предметы, естественным образом возвращается в сознание людей.
— Какие проекты готовите на следующий год? Можете приоткрыть завесу тайны над самыми интересными выставками?
— После выставки восточного оружия нас ждет грандиозный проект с Государственным Эрмитажем, а весной откроется выставка искусства Фландрии с участием таких имен, как Рубенс, Йорданс и ван Дейк. Это настолько фантастично, что даже не верится — сейчас работаем над каталогом и готовим экспозицию. К 125-летию нашего павильона в Париже организуем масштабную выставку кусинского литья — второго по значимости после каслинского. Для металлургического региона это знаковое событие, отражающее нашу идентичность.
И еще один важный анонс — наш Музей наивного искусства запускает фестиваль «Иное/Наивное». Это будет большой праздник неформального, аутсайдерского арта. Выставки разместятся не только в музее, но и на других городских площадках, включая партнерские галереи. Надеемся, что горожане оценят этот проект и научатся гордиться таким искусством.
Чтобы оставаться в курсе событий даже после блокировки Google, подписывайтесь на Telegram-канал и группу Вконтакте «Моментов». Если вы хотите поделиться новостями с редакцией, сообщите на почту news@momenty.org.