Московские критики взялись за новый роман автора «Петровы в гриппе»

null
Фото: Наталья Чернохатова

Вслед за «Петровыми в гриппе и вокруг него», которыми в прошлом году «болела» вся Москва, уральский писатель Алексей Сальников выпустил третий роман «Опосредованно». Первыми его прочитали московские критики: литературный обозреватель «Медузы» Галина Юзефович и журналист Афиша «Daily», автор телеграм-канала «Литература и жизнь» Егор Михайлов. Их мнения по поводу нового романа уральской звезды разошлись.

Действие нового романа снова происходит на Урале, но с фантастическим элементом: литература, а именно «стишки», в мире писателя считаются наркотиком. Главная героиня нового романа — обычная девушка, подсевшая на «стихи», в остальном живущая скучной жизнью, как и прошлые герои Сальникова.

Галина Юзефович первая выступила на «Медузе» с критикой романа, назвав текст «рыхлым», а Сальникова — не оправдавшим ожиданий поклонников предыдущего романа:

«Кредита читательского доверия, заработанного Сальниковым на „Петровых в гриппе“, пока хватает на то, чтобы с некоторыми оговорками признать „Опосредованно“ проходным для автора текстом, не лишенным, тем не менее, скромных достоинств», — пишет Юзефович. Также она называет «смелым, но не сказать, чтобы удачным» решением идею автора свести под одной обложкой мир, где литература обладает таким мощным воздействием, что ее запрещают, и гармоничный мир семьи главной героини.

Журналист «Афиши Daily» Егор Михайлов также отметил, что спрос с нового романа Сальникова после огромного успеха будет особым. Однако, в отличие от критика «Медузы», он однозначно отвечает на вопрос: «Оправдались ли ожидания? Если коротко — то да».

Главным достижением автора критик «Афиши» считает главную героиню Лену, называя ее «настоящей живой женщиной» и «одной из самых объемных и человечных героинь, придуманных писателями-мужчинами, за многие годы». По мнению Егора Михайлова, женские персонажи описываются в русской литературе либо как приложение к мужчине, — жена, любовница главного героя; либо как, наоборот, «воительница, прорубающая себе путь» в мужском мире. Критик считает, что героиня «Опосредованно», ни идеальная жена, ни феминистка, поэтому она сводится ни к одной из этих крайностей.