Уговорив Земфиру, взялись за Гоголя. Клуб с мировым признанием захватывает театральный рынок при поддержке государства

Уговорив Земфиру, взялись за Гоголя. Клуб с мировым признанием захватывает театральный рынок при поддержке государства

«Телеклуб» — один из лучших музыкальных прокатчиков страны и монополист концертного рынка Екатеринбурга, спустя 10 лет существования, решил заняться театральными гастролями. Это не только новый рынок для клуба, но и личный интерес арт-директора Tele-Club Group Семена Гальперина.

— Мы привозили иногда спектакли, но с репертуарными театрами не работали. К нам обратилось Министерство Культуры — потому что нас знают в стране и мире как одних из лучших организаторов в России — и мы решили попробовать. Малый театр — 72 человека, которым нужно размещение в отеле на 3-4 дня. Перелет — миллион рублей, отель — миллион рублей, аренда площадки — полмиллиона, гонорар, реклама и перевозка декораций. Примерно это всё стоит 6 миллионов.

Семен ГальперинСемен Гальперин

— Ну и вам еще надо заработать на этом.

— Нам в этой ситуации точно не надо заработать денег, если мы покроем свои расходы, то будем очень рады. Расчет на то, что если все сложится, то мы с минкультом будем сотрудничать долго. Мне театральная история лично интересна, у меня режиссерское образование, я в этом разбираюсь.

— Несмотря на то, что у нас в городе есть агентство Татьяны Самойловой «Ангажемент» с двадцатилетней гастрольной историей, минкульт заказывает привоз Малого театра вам. У «Ангажемента» явно больше опыта в театре, чем у вас…

— Минкульт хочет работать с лучшим промоутером в каждом городе. Чтобы понять, кто лучший — надо пробовать разных. Они много лет сотрудничали, и наверняка, продолжат сотрудничать с «Ангажементом». Например, последние гастроли Аллы Демидовой с прекрасным спектаклем Анатолия Васильева «Старик и море» были при поддержке государства.

— Какие условия перед вами поставили?

— Финансовые показатели, которые они отслеживают. Было бы неплохо для министерства культуры, если бы они не просто вкладывали деньги, но еще что-то за это получали.

— Вы привозите много прорывных концертов, весь город за это вам аплодирует. Почему в театрах старт такой? Вы входите в новую историю и беретесь за Малый драматический, не самый хайповый и модный на сегодняшний день…

— Нам предложили организовать гастроли именно Малого, и из их двух премьер нового сезона — «Женитьбы» и «Короля Лира» — мы выбрали «Женитьбу». У меня отношение к Малому было такое же, как и у вас, пока я не посмотрел спектакль. Пять народных артистов на сцене, от них идёт невероятная энергия. Ирина Муравьева каждую реплику словно гвоздями к сцене прибивает. Она удивительно органично играет свою роль. Это можно назвать «классическим русским театром в формате 4D». И это очень смешно! Точно смешнее, чем сегодняшний КВН или Comedy Club.

— Вы на концертном рынке за 10 лет заняли нишу. Успешны. Есть ли смысл выходить на незнакомый рынок, где достаточно конкурентов, при том, что емкость его — минимальна в Екатеринбурге?

 — Рынок гастролей театров недостаточно прокачен. За полгода 10-20 значимых спектаклей приехало в Екатеринбург. Сравним с Москвой, где 200 театров, 20 из которых топовые, у которых спектакли 365 дней в году, иногда на нескольких сценах. 365 на 20 — это примерно семь тысяч топовых спектаклей в Москве за год. Семь тысяч в Москве и где-то 40 «привозных» у нас. Ну не такое же у Екатеринбурга должно быть соотношение со столицей?

— Есть еще гастрольная антреприза, на которую билеты дешевле, и ее тоже нужно брать в расчет…

— Есть люди, которые меньше интересуются искусством, но хотят увидеть звезд и приобщиться к высокому. Для них билеты должны быть доступнее, потому что они не привыкли ходить в театр. Но это другой сегмент. Мы же говорим о спектаклях высочайшего уровня, лучших в стране, а иногда и в мире. Русский репертуарный театр уникален, я это вам точно скажу, я видел десятки спектаклей на Уэст Энде и могу сравнивать. Пока не появился «Телеклуб», в Екатеринбурге было очень мало значимых по мировым меркам концертов. И на спектакли сейчас в Екатеринбурге ходит очень узкая прослойка театралов, несколько тысяч человек. Можно работать над её расширением. От этого выиграют все, и «Ангажемент» в том числе. Сразу сделать поход в театр массовым не получится. В «Телеклубе» мы это изменили за несколько лет, и продолжаем менять до сих пор. Но развивая эту нишу, можно достичь больших успехов. В Москве есть спектакль «Одна совершенно счастливая деревня» в мастерской Петра Фоменко. Там малый зал на 70 мест. Цена билетов от 8000 до 20 000 рублей. И за месяц до спектакля все билеты проданы! И в Екатеринбурге тоже есть, куда расти. Я не про цены на билеты, а про уровень спроса…

— Но Москва — город двадцати миллионов, Екатеринбург — полтора миллиона жителей. Плюсом у нас есть оперный, «Коляда-театр»…

 — Это прекрасные театры, у них бывают классные постановки, но там нет звезд и супер-известных режиссеров. На примере музыкального рынка мы видим, что в Екатеринбурге по сравнению с Москвой билетов на одних и тех же артистов продается в три-четыре раза меньше. Если сравнить театральные рынки — еще больше разница. И мы хотим расширить эту нишу. И тут момент: мы всегда хотим, чтобы молодежь ходила и на концерты, и на спектали. Но даже на спектакле БДТ «Пьяные», который поставлен по пьесе Ивана Вырыпаева, модного казалось бы режиссера, в зале преимущественно люди за сорок. Молодые-то, выходит, не сильно в театр идут.

 — Вы предполагаете, что механика продажи концертов сработает и на театральных гастролях?

— Возить спектакли — это не то же, что концерты. Мы потенциальных покупателей билетов на концерт находим путем таргетинга по интересам во «В контакте». Условно, везем «Басту», и рекламу даем на тех, у кого есть эта группа в списке любимых, кто с Урала состоит в группе этого исполнителя, смотрим на плей-лист. А со спектаклем мы такие технологии применить не можем. Никто же не создает группы любителей Гоголя, в интересах не прописывает… Сложно.

— Получить поддержку от государства на концертную деятельность вы можете?

— Такие программы существуют только в классической музыке. Этим успешно занимается Филармония, мы тут как будто не нужны.

— В чем, тогда, ваша выгода?

— —Наша выгода в том, что мы делаем классные события, развиваем креативный бизнес, создаем рабочие места, приносим людям радость или заставляем их задуматься, и получаем от всего этого массу удовольствия. Деньги — это просто инструмент. Но финансово наша выгода — в том, что будет дальше. Структура нашей компании такова, что мы можем ей «скормить» детскую елку или хип-хоп концерт, все организовано одинаково. Если сотрудничество с Минкультом продлится, мы будем стараться привозить в Екатеринбург постановки, которые «Ангажемент» и «Премиум» побаиваются привозить, потому что они слишком свежие, или слишком старые, или слишком острые, или слишком неострые, и могут не продаться.

— Ну условно, вы входите в отношения с государством и у вас тут же появляется заказ — сделать крупнейший концерт в фан-зоне в парке Маяковского.

— Возможно, благодаря сотрудничеству с Минкультом к нам будут обращаться и другие структуры. Фестиваль «Маяк» возник независимо от этого. После обсуждения с администрацией города — но финансово это полностью наша инициатива. Мы платим гонорары артистам и получаем прибыль с билетов. Фан-зона получает событие, подобных которому нет. Даже на «Пикнике Афиши» лайн-ап менее привлекательный, чем у нас. Сейчас в группе Земфиры во «ВКонтакте» видел комментарий девушки из Питера — «продаю билет на Пикник, еду на Маяк». Фестиваль привлечет людей, они узнают о существовании фан-зоны, фан-зона заработает на продаже напитков, их спонсоры получат промо на крупнейшем фестивале в стране, город получит большое культурное событие, всем классно.

— Кто дороже — Земфира или Би-2?

— Примерно одного гонорарного диапазона артисты, но дороже Земфира. Надеюсь, мы сможем окупить это мероприятие. Там очень непростая ситуация с райдерами, со звуком. Он очень хороший, но висит не в ту сторону, т. к. это площадка для просмотра футбола. И у нас будет буквально несколько часов после последнего четвертьфинала, чтобы перевесить оборудование, потому что в шесть утра уже начнется саундчек группы Сплин.

— Как вы уговорили Земфиру?

— Есть два больших артиста в стране — Земфира и «Ленинград». «Ленинград» мы и так привозим в октябре. Написали Земфире, и ее агент, Надежда Соловьева, жена Владимира Познера, ответила, что да, певица могла бы выступить на летнем фестивале, но именно на фестивале. Она не хочет быть главной звездой, потому что новый альбом ещё не готов, она хочет быть внутри лайнапа. И встала задача перед нами — что за лайн-ап такой, где Земфира — должна быть одной из?

— Вокруг нее делали?

— Да, но по моему в итоге это незаметно. Там еще не хватает группы «Мумий Тролль», но их концерт уже был объявлен.

— Когда вы объявили о том, что будете делать гастроли, бывалые игроки рынка эту новость встретили настороженно.

— Я не вижу никакой угрозы. Мы классные, хотим со всеми дружить и работать вместе. Если мы найдем новые ресурсы — это поможет развивать театральную нишу. У нас есть какая-то репутация в мире, поэтому к нам обращаются. Посмотрим, получится ли у нас сделать с театральным рынком то же, что мы провернули с музыкальным. Другим — это будет стимул развиваться дальше. Может быть, в дальнейшем мы купим агентство «Ангажемент», чтобы оно стало нашим театральным подразделением. Или они нас, когда мы с этими театральными гастролями к черту разоримся.