На VIP-открытии Уральскую биеннале назвали лучшей в десятилетии. Это заставило москвичей начать завидовать

На VIP-открытии Уральскую биеннале назвали лучшей в десятилетии. Это заставило москвичей начать завидовать

В Екатеринбурге открылась 5-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства, которую уже называют главным событием этого года в стране, а москвичи тихо завидуют уральцам. VIP-открытие состоялось за два дня до официального старта. Во дворе Уральского Оптико-механического завода собралась тусовка: от политиков, светских дам, художников и медиаторов биеннале, до столичных арт-звезд.

К шести вечера под шатром, который был установлен организаторами, уже гудели разговоры под бокал вина. Гости вспоминали открытия предыдущих выставок. Про это вспомнил и сенатор, экс-мэр Екатеринбурга, Аркадий Чернецкий, который одним из первых приехал на церемонию открытия и взял слово.

 — У меня есть возможность сравнивать, с чего мы начинали с Алисой (Алиса Прудникова — комиссар биеннале — прим. ред.). И сегодня мы видимо вот это на заводе, даже с точки зрения площадей — тут есть, где разыграться художникам и их фантазии, — сказал Чернецкий, добавив, что к современному искусству сейчас неоднозначное отношение. — Для тех, кто любит смыслы, и существует эта биеннале.

От политиков на главном арт-событии страны были еще лишь вице-губернатор Свердловской области Павел Креков, сказавший о необычайном культурном эффекте, который дала 5-я биеннале, и начальник управления культуры Екатеринбурга Татьяна Ярошевская, которая уже на after party скажет самый главный тост со сцены и поблагодарит команду биеннале.

VIP-открытие каким-то образом избежало ложного пафоса, который присущ подобного рода событиям в городе. Всех гостей встречала комиссар биеннале Алиса Прудникова, которая в свитшоте с надписью «Бессмертие» — слово, ставшее темой биеннале. Она же невольно рассказывала всем, что в этом году сама придумала арт-объект. Это светофоры, которые стоят после проходной и указывают, куда идти, мигая зеленым светом.

Среди гостей очень много художников, чьи работы представлены в основной программе в здании УОМЗа. 74 художника из 25 стран представили свои работы в Екатеринбурге. Это первая выставка, в которой участвует так много русских авторов. Их 23. Всех их тщательно отбирала куратор из Китая Шаоюй Вэн.

— Эта выставка о человечности и о человеческих трудах, которые были вложены во все вокруг нас. Это критика нашего слепого принятия технологий. Мы хотели бы взаимодействовать с технологиями в более этичном ключе, — пояснила суть биеннале куратор Шаоюй Вэн на открытии.

Первой группой, которая отправляется на осмотр биеннале, руководит сама Прудникова. В группе VIP. Рассказ о чудесном пространстве, в котором на этот раз разместили выставку, прерывают шутки статусных гостей.

 — Особенно эта чудесная колючая проволока, — указывая на забор УОМЗа, говорит одна из первых посетительниц биеннале.

В других группах мы видим владелицу Cosmoteca Викторию Серебреник, главу арт-холдинга «Ангажемент» Татьяну Самойлову, почитателя современного искусства — директора по развитию «Атомстройкомплекса» Виктора Ананьева. С другим медиатором уходят исполнительный директор «Синара-центра» Елена Теребенина, участница светской хроники Марина Архипова, глава «Бюро 100» Анна Решеткина в компании руководителей подразделений «Ельцин Центра».

Экспозиция биеннале расположилась на 2-м и 4-м этажах завода. Поскольку гостей очень много, а лифты вмещают по 4 человека, организаторы принимают решение — идти пешком по лестнице. Среди первых — директор Пушкинского музея Марина Лошак. Уже после увиденного, на after pаrty, она признается, что немного завидует жителям Екатеринбурга.

 — Екатеринбург — это место силы. Поэтому я поздравляю вас с этим и завидую вам, что вы живете в этом городе, — сказала Лошак.

5-я биеннале, пожалуй, самая сильная по количеству столичных гостей. В этот раз в город прилетели Павел Пригара, директор Питерского «Манежа», Оксана Орачева, генеральный директор фонда В. Потанина, Елена Пантелеева, руководитель направления Culture& Science Фонда Сколково, пермские меценаты Агишевы, Валентин Дьяконов, куратор проектов «Гаража».

— Екатеринбург просто зажигает! — делится впечатлениями с друзьями художник Вадим Григорьян.

На after party, которая состоялась на второй площадке биеннале, в здании кинотеатра «Колизей», одними из первых прибыли представители почти всех дипломатических миссий на Урале. В свет впервые вышла новый Генеральный консул США в Екатеринбурге Эми Сторроу. Также в зале были Генеральный консул Германии в Екатеринбурге, консул Великобритании и атташе по культуре посольства Швеции в Москве.

Пока поет детский хор, а именно он был главной звездой в программе тусовки в «Колизее», героиня светской хроники Ольга Титова, глава бьюти-семьи «Альтернатива» Ольга Зайченко и ее подруги обсуждают, что в этом году Екатеринбург совершенно точно получил другой статус в стране. «Жизнь у нас кипит», — отмечают дамы. А представители РОСИЗО в кулуарах рассказывают, что нынешняя биеннале похожа на то, что когда-то происходило на «Винзаводе», что уровень города нисколько не уступает столичным стандартам.

— На этот раз никакой лубочности, никакого сарказма. Все серьезно. Если раньше кураторы допускали какие-то шалости и шутки, то в этот раз все невероятно строго, от этого еще более интересно, — поделился на условиях анонимности один из ключевых арт-игроков рынка Екатеринбурга.

Все отметили и китайскую еду на after party от ресторана «Сойка». Его владелец Валентин Кузякин вместе с женой лично приехал проверить, как справляется их кейтеринг. Булочки бао с грибами и закуски в азиатском стиле гости вечера активно сопровождали игристым.

Официально биеннале откроется 12 сентября. Основная программа ее представлена на заводе УОМЗ, куда нужно брать с собой паспорт, параллельная — в здании кинотеатра «Колизей».