Автором работы про сквер на биеннале оказалась дочь известного уральского девелопера

null
Фото: Наталья Чернохатова

Уральскую публику впервые познакомили с творчеством художницы Анны Титовой. Чьи работы выставлялись в известных музеях страны и завоевывали престижные премии. В Екатеринбурге ее проект «Волшебный лес» представлен на биеннале. Он отсылает зрителя к событиям в сквере на драме.

В уральской биеннале Титова участвует впервые. Как художник имеет внушительный бэкграунд. Является одной из немногих, кто из России принял участие в основном проекте «Венецианской биеннале». В ее портфолио также — выставки в «Гараже», Московском Музее современного искусства, ЦТИ «Фабрика», на «Винзаводе» и другие.

Ее пригласила руководитель «Дома Метенкова» Кристина Горланова — главный куратор программы арт-резиденций, в рамках которой художники из разных стран исследуют города области. Титовой предложили сделать проект о Екатеринбурге с которым ее многое связывает. Сама художница живет и работает в Москве. В уральской столице живет семья художницы, известная чета девелопера, построившего «Атриум Палас Отель», и заметной гранд-дамы города Владимира и Ольги Титовых. Во время ее приезда началось противостояние в сквере на драме, где хотели построить храм.

— Я приехала и этим город жил. И мне показалось это интересным, было ощущение, что именно в этот момент сердце современности бьется в Екатеринбурге. Обсуждения, встречи, возможность конфликта, возможность разрешения конфликта. Я как художник пыталась найти нечто, что описывает современность такой, какая она есть. В своих работах я обращаюсь к актуальным проблематикам и пытаюсь представить их амбивалентно, как сложный трехмерный коллаж, — поделилась с «Моментами» Титова.

Инсталляция на «Оптико-Механическом заводе» состоит из нескольких элементов — это фотоколлаж из серии «Ритуалы сопротивления», три скульптуры и архитектурный элемент. На подиуме зрители могут отдохнуть, на нем же представлены два фрагмента — настоящая лиственница и слепок из бронзы этого же ствола. Титова дала отсылку к Шигирскому идолу, который сделан из лиственницы, и к древней культуре, в целом. В создании работ помогала Artwin Gallery. Подготовка заняла три месяца.

— Между объектами есть явные и неявные рифмы. Это первая часть большого проекта, который посвящен кризису общественного договора. Как работают демократические институты, работают ли они, возможность протеста, его различные формы. История социального протеста вокруг сквера это осколок новой реальности. Тут можно говорить и про джентрификацию, например. Все меньше остается общественных мест, которые доступны всем, они превращаются парки, зоны отдыха или в другие социально-привилегированные пространства. Сквер стал метафорой того, что происходит не только в Екатеринбурге, но и во всем мире, — подытожила Титова.

Сама Титова еще не успела посетить 5-ю уральскую биеннале. В Екатеринбурге планируется провести встречу с художниками арт-резиденций, где можно будет обсудить и ее работу. То, что сейчас представлено на «Оптико-механическом заводе» — это первая часть нового проекта, который Титова представит в следующем году в московском музее. Проект будет включать серию фотоколлажей «Ритуалы сопротивления», состоящую из 11 коллажей. С этой техникой художник работает с 2012 года.