Родители уральских школьников стали бояться конфликтовать с учителями. Психологи рассказывают, что к ним за советами идут мамы, которых пугают разговоры с педагогами, скажешь что-нибудь не то, и это может негативно отразиться на отношении к ребенку. Поэтому предпочитают мигрировать из класса в класс или что еще хуже — из школы в школу.
Выпускник одного из учебных заведений Екатеринбурга Максим (имя изменено), рассказывает «Моментам», как мама перевела его из элитной гимназии в обычную районную школу, потому что не хотела вступать в спор с педагогами.
«Я не делал домашние задания, дерзил учителям, маму часто вызывали на разговор, в какой-то момент, чтобы поберечь нервы, она просто решила забрать документы, понимая, что спокойной жизни не будет. Педагоги буквально терроризировали ее, могли звонить по 13 раз в день», — вспоминает Максим, который сегодня признает, что вина за произошедшее лежит на нем самом.
Как оказалось, далеко не все родители готовы вмешиваться в школьные конфликты и идти на диалог с учителями, опасаясь, что это повлияет на отметки в дневниках или на отношение одноклассников. В противоположность агрессии, которую демонстрирует одна часть взрослых, другая ощущает тревожность и предпочитает отмалчиваться. Мало кому приходит в голову попробовать договориться.
Бизнес-леди и молодая мама, попросившая не указывать ее имени, рассказывает «Моментам», что ее сына травили за прическу. Учителя требовали обрезать пучок волос, дотрагивались до головы, могли снять резинку.
«Я всеми силами пыталась сгладить конфликт, мне кажется, прогресс случился только после того, как в СМИ прогремела история про красноярского школьника с прической в стиле футболиста Златана Ибрагимовича. Я всеми силами старалась задобрить учителей, чтобы моему ребенку было комфортно в школе», — делится мама ученика.
Психолог Надежда Власова говорит, что проблема родителей, которым в районе 40, заключается в том, что они не умеют разговаривать.
«Зачастую это то поколение, которое в свое время боялось учителей и не вступало с ними в споры. Для них педагог — этот авторитет. Многим страшно идти на родительское собрание, потому что они вспоминают как на таких же встречах ругали их, поэтому они стараются избежать всякого рода конфликтов», — рассуждает Власова.
Учитель русского языка и литературы, попросивший не указывать его имени, рассказывает, как среди ее коллег встречаются люди, предпочитающие не вступать в открытый конфликт, но которые демонстративно игнорируют ребенка.
«Педагог не общается с воспитанником, не сообщает о праздниках, не выходит на контакт с родителями, поэтому ребенок не хочет посещать образовательное учреждение, а взрослые вынуждены переводить его в другое место. Жаловаться не хотят, боятся усугубить ситуацию, считают, что проще сменить школу», — делится с «Моментами» педагог.
По наблюдениям детского психолога Рамили Аксеновой, современные родители, которые намеренно не идут на контакт с педагогами, могут быть инфантильны, и такие люди встречаются все чаще. Они передают ребенка учителю, перекладывая тем самым ответственность за ребенка на другого взрослого. Иногда бывает и так, что учитель вообще-то устраивает ребенка, но не устраивает родителя.
«Социальная среда меняется, мы только к 30 годам выходим из подросткового периода, в то время как раньше созревали к 18. Такие родители, которые сами по сути остались еще детьми, делегируют ответственность взрослым в лице учителей. Эти люди не могут озвучить свою позицию, не хотят обсуждать проблемы на уровне взрослых. Им проще перевести ребенка в другую школу, не принимая во внимание, что их ребенок лишается знакомых стен, наработанной модели поведения и своего места среди сверстников», — говорит Рамиля Аксенова.
Родителям нужно развивать не только коммуникативные навыки, но и осознать свою роль — они такие же взрослые люди, как и педагоги, поэтому нужно научиться выстраивать с ними диалог.