Как проходят закрытые марийские вечеринки в Екатеринбурге. РЕПОРТАЖ

Как проходят закрытые марийские вечеринки в Екатеринбурге. РЕПОРТАЖ

Наравне с эпатажными вечеринками на крышах или андеграундными тусовками в подвалах в городе почти 10 лет проходят марийские дискотеки, именуемые среди своих Mari Party. В 1970-1080-х годах своеобразной «заоперкой» для марийцев была Зеленая роща, а теперь единственным местом объединения народа стали танцполы баров. «Моменты» побывали на одной из таких вечеринок и узнали, как дискотека закрывает потребности марийцев в танцах и сохранении культурной идентичности.

У нас ни один артист в гостиницах не останавливается, их родственники и фанаты с руками отрывают. Селят в свои квартиры и коттеджи, стол накрывают

ВЯЧЕСЛАВОМ ПЕТРОВ — КАЖДЫЙ МЕСЯЦ В ТЕЧЕНИЕ 10 ЛЕТ ОРГАНИЗУЕТ В ГОРОДЕ МАРИЙСКИЕ ВЕЧЕРИНКИ

С идейным вдохновителем марийских дискотек Вячеславом Петровым мы встречаемся за пару недель до очередной «мари пати». Греемся в столовой у железнодорожного вокзала, пьем кофе, знакомимся. Вячеслав работает диспетчером в транспортной компании, а в свободное от работы время организует вечеринки для своего народа. Первые дискотеки проводил в ДК «Эльмаш», где собирал по 850 человек, теперь гостей стало меньше, а танцполы скромнее, обычно это бары в разных частях города. Нам же предстоит отправиться в азербайджанское кафе «Комфорт», где под песни приглашенной звезды — заслуженной артистки Республики Марий Эл Светланы Осиповой марийцы будут отплясывать до утра.

— У нас ни один артист в гостиницах не останавливается, их родственники и фанаты с руками отрывают. Селят в свои квартиры и коттеджи, стол накрывают. Марийцы — народ гостеприимный, — рассказывает Вячеслав. Марийцы — народ гостеприимный, — рассказывает Вячеслав. Возможность проверить это выпадает в одну из пятниц, когда мы переступаем порог того самого эльмашевского кафе «Комфорт» и оказываемся в зале на десяток столов и диско-шаром. Вечеринка не секретная, рады всем. Азербайджанцам нравится, что гости танцую без устали и оставляют деньги на баре. А марийцам, судя по всему, нравится местный шашлык.

У нас ни один артист в гостиницах не останавливается, их родственники и фанаты с руками отрывают. Селят в свои квартиры и коттеджи, стол накрывают

СВЕТЛАНА ОСИПОВА

— ЗВЕЗДА МАРИЙСКОЙ ЭСТРАДЫ И ГЛАВНАЯ ГЕРОИНЯ ДИСКОТЕКИ, НЕСКОЛЬКО ЧАСОВ ПОДРЯД ИСПОЛНЯВШАЯ В ЖИВУЮ НАРОДНЫЕ ХИТЫ

— Слушай, подруга, — обращается к фотокорреспонденту «Моментов» веселая дама, кажется, случайно затесавшаяся в компанию. — А давай закажем «Мираж».

Попытка провальная. Люди приходят сюда исключительно на марийские песни.

— Вы где-нибудь в Екатеринбурге слышали марийскую музыку? — обращается ко мне Александр, скромный парень лет 30.

— Нет.

— Потому что только здесь есть возможность ее послушать.

— Я свою жену спрашиваю: «Ты понимаешь, что такое Марий Эл?» — добавляет пожилой мужчина, который пришел отметить день рождения подруги и случайно оказался на вечеринке. — Есть такая диаспора где-то между Пермью и Удмуртией, и знаешь какие песни будут? Ихние — марий эльские.

— И как? Нравятся?

— Очень. Душевные. И жена так бойко под них танцует.

Вячеслав Петров рассказывает, что всегда старается подбодрить вновь пришедших словами и подарками.

— Я им говорю: «Лучше старайтесь танцевать. За то, что вы стараетесь, за то, что вы поддерживаете эту музыку, не то, что какой-то рэп, вам полагается сюрприз. Шампанское будете пить» — улыбается автор вечеринки, который всегда разгуливает по танцполу в национальной рубахе.

РИММА

— РОДОМ ИЗ БАШКИРИИ, ПРИЕХАЛА В ЕКАТЕРИНБУРГ РАДИ ПОСТУПЛЕНИЯ В ВУЗ. ЗНАЕТ ВСЕ О НАРОДНЫХ КОСТЮМАХ МАРИЙЦЕВ

Компанию ему составляют сестры Римма и Аля Давлетшины. Обе приехали в Екатеринбург молодыми девчонками, пели в марийском ансамбле, а теперь приходят на вечеринки, чтобы «отвести душу». Аля выходит на танцпол в белом платье с орнаментом. Это дань традиции, светлая одежда символизирует чистоту духа и тела, и именно в ней предки отправлялись на молитвы в священные рощи. Римма нарядилась в самотканое льняное платье, какие шили бабушки в деревнях. Они и нитки делали сами, и украшали воротник монистой из серебряных монет, который служил защитой от сглаза.

АЛЯ

— СЕСТРА РИММЫ, ДУША КОМПАНИИ И БЫВШАЯ УЧАСТНИЦА НАРОДНОГО МАРИЙСКОГО АНСАМБЛЯ. МОЖЕТ ПРОСВЕТИТЬ ПО ЧАСТИ МАРИЙСКОГО ОРНАМЕНТ

Внимание привлекает монтажник-высотник Андрей — веселый парень в серых трениках. Сразу видно, человек давно не был на «мари пати» и сильно истосковался — не пропускает ни одной песни.

— У меня ребенок родился, поэтому я долгое время не появлялся на вечеринках, а тут жена говорит: «Ну пойди, отдохни». Я не жалею ни капельки. Сильно соскучился, — перекрикивает музыку Андрей.

АНДРЕЙ, МОНТАЖНИК-ВЫСОТНИК

— «ТАНЦОР ГОДА», ПО ВЕРСИИ «МОМЕНТОВ», ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ УМЕЛО ИСПОЛНЯЕТ «ВЕРЕВОЧКУ»

Главный танец любой пати — кандыра или «веревочка». Люди делятся на две колонны и отбивают ритм ногами, что-то вроде чечетки, проходя по очереди сквозь строй. Другой Андрей, 32-летний танцор с татуировкой на шее, называет себя завсегдатаем дискотек. Он застал времена больших танцполов и рад, что им на смену пришли бары, где можно не только исполнить ту самую «веревочку», но и пообщаться.

— Мы здесь с другом увиделись впервые за три года. А где еще я его встречу, как не здесь? — говорит Андрей. — Мои родители из Башкирии, но я родился в Екатеринбурге. Язык понимаю, а говорить на нем не могу, поэтому для меня марийская вечеринка — это возможность прикоснуться к родной культуре, поддержать народные традиции.

АНДРЕЙ, 32 ГОДА

— ЗАВСЕГДАТАЙ МАРИЙСКИХ ВЕЧЕРИНОК, КОТОРЫЙ СЧИТАЕТ ПОХОД НА ДИСКОТЕКИ ОТЛИЧНЫМ СПОСОБОМ ПОЗНАТЬ КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА

В перерывах между народными песнями Светлана Осипова на радость даме, мечтавшей услышать «Мираж», начинает исполнять индийскую «Джими, Джими, Аджа, Аджа», объединяя в танце и молодую брюнетку Татьяну, сотрудницу одной из городских столовых, и отсиживающегося в углу мужчину в кожаной кепке, и того самого монтажника Андрея, которые воплощают на танцполе культуру всех 20 000 марийцев, которые, по словам Вячеслава Петрова, проживают сейчас в Екатеринбурге.