Владелец Simple Coffee Сергей Мокренко 21 день назад приостановил деятельность своей сети кофеен из-за введенного режима самоизоляции и угрозы распространения коронавирусной инфекции. Сам Мокренко не смог вылететь из Испании, где карантин начался раньше. Удаленно он пытается спасти бизнес на Урале. Сегодня он остановил стройку еще 7 заведений и пытается найти деньги на зарплату сотрудников.
— Мы начали работать на вынос только неделю назад. Но я не могу сохранить прежний уровень зарплат во время карантина. У нас около 100 сотрудников в штате. Государство собирается МРОТ оплачивать особо пострадавшим от кризиса отраслям, общепит в их числе. Мы постараемся эти деньги получить для сотрудников. Плюс, мы поставили себе цель, что найдем возможность каждому сотруднику, независимо от его должности заплатить за апрель — 10 000 рублей.
— Как?
— Мы буквально сейчас запустили продажу электронных сертификатов, с удвоенным номиналом. Человек покупает сертификат сейчас за тысячу рублей, а после снятия карантина получит два сертификата по тысяче рублей, и сможет их потратить у нас в кофейнях. Это выгода и нам, потому что у нет другой возможности получить деньги сейчас на зарплату, и это выгодно для наших гостей. Мы долго решали технические моменты, потому что мы не специалисты, но все делали своими силами. Акция работает всего два дня, но продали уже более 200 сертификатов, и собрали 200 000 рублей. За три дня — 301 000. Наша цель — миллион.

— Получается ваши гости готовы спасать ваш бизнес?
— Да. Наши гости оказались абсолютно к нам лояльны. Хотя мы очень боялись. Поэтому, когда это все закончится, мы сделаем большой лист благодарности для тех, кто поддержал нас в трудную минуту. Этот список имен и фамилий будет пожизненно вывешен на нашем сайте. Но я надеюсь, что карантин надолго не затянется.
— Какой срок карантина ваш бизнес может выдержать?
— Мы столкнулись с какой-то неведомой болезнью, никто не мог на тот момент сказать, насколько затянется и насколько опасно. Больше всего пугает неопределенность. Я ориентируюсь на опыт стран, которые уже прошли пики: Китай, Германия. Болезнь одинакова, национальности не имеет. Все зависит от того, как карантинные меры соблюдаются. Сейчас я твердо убежден, что карантин продлится 2 месяца. Но может затянутся и на 3 из-за нашей российской недисциплинированности. Поэтому понятно, что бизнес сможет протянуть этот срок. Но не полгода. Сейчас главное этот момент пережить. У нас остались лучшие локации в городе, у нас остался коллектив, оборудование, мы со всеми поставщиками, арендодателями и банками договорились. Единственная больная тема была — это зарплата персоналу, которую мы сейчас с запуском сертификатов пытаемся решить. Если бы я знал, что будет кризис, я бы подготовился, подушку финансовую подкопил, а так, всю прибыль мы вкладывали в развитие.
— А что, когда-то к кризису можно было подготовиться?
— Нет. Но в предыдущие разы были какие-то ощущения, но я никогда не был готов. Но тогда у меня была ответственность только перед собой и семьей. В 1998 у меня была алкогольная компания, были валютные долги перед поставщиками. Скакнул доллар, и мы не могли платить, но договорились и заплатили все и продолжили работу. Поэтому с этой частью я вообще не переживаю. Я понимаю, что те, кто занимаются бизнесом, с голода не умрут, договорятся ради того, чтобы продолжить работу. У нас к концу года должно было появиться 7 кофеен. Одну успели завершить. Пять строек пришлось заморозить, от одной — отказаться.

— Насколько вы отложили запуск новых заведений?
— Я уверен, что это все это закончится и мы откроемся до Нового года, в крайнем случае — до весны 2021. Сроки запуска плановые были лето и осень 2020. Одна точка уже на 85% в стадии готовности. Какие-то на 40%. Деньги потрачены, оборудование куплено, идут ремонтные работы. Надо только продолжать финансировать, и город будет покрыт равномерной сеткой.
— Перекресток Малышева Пушкина и рядом с «Коляда-Театром» — это ваши стройки?
— Да.
— Сколько нужно будет денег и времени Simple Coffee, чтобы выйти из карантина?
— Наши точки каких-то оборотных средств не требуют. Как только снимут карантин, мы сразу откроемся, если мы сохраним персонал. Поставщики дадут товар в отсрочку. Вопрос будет в том, будут ли деньги у наших гостей. Но, я надеюсь, мы работаем в достаточно демократичном сегменте, и на нас точно должно хватить денег.

— Многие владельцы ресторанов и кофеен сейчас просчитывают выход из кризиса. Как правило первое, что они планируют делать — снижать средний чек. Конкурентов на финал карантина у вас будет больше, чем сейчас…
— Мы работаем в чеке — 200 рублей. С кем мы будем за эти деньги конкурировать? С ресторанами? Это разные сценарии потребления. Я не думаю, что у них есть возможность предложить то, что предлагаем мы. А у нас нет возможности предложить то, что предлагают они. Мы-то остаемся в своем формате, который не изменился, не стал хуже. А те, кто удешевляют, им придется менять формат, неизвестно еще, как это воспримет гость. Есть вероятность, что снизится частота покупок. Но чек понижать просто некуда. Все оптимизировано по максимуму.
— Сколько времени у вас ушло, чтобы отточить бренд Simple Coffee?
— Мы начали работать в 2010 году, где-то три года болтались ни то, ни се. В 2014 году у нас появилась локация около УрГУ и выстрелила. Это место позволило набрать публику ровно ту, которая нам нужна. Нас стали узнавать, а это дало возможность легко договариваться с поставщиками, арендодателями, и персоналом. Но, конечно, мы начинали не с пустого места. У меня до этого было четыре ресторана Subway, сейчас 3 работает. К моменту открытия кофеен было понимание, что хочет публика в недорогом формате. Я верю вообще в повседневные вещи.
