«Вырастает поколение, которое не представляет лето в Екатеринбурге без Венского фестиваля»
Венский фестиваль уже в седьмой раз проводится в Екатеринбурге. Музыкально-кинематографический проект, начавшийся с пяти дней во Дворце молодежи, разросся в трехнедельный городской праздник. А делает его всего несколько человек под руководством управляющей делами Почетного консула Австрии Марии Зашляпиной. Именно от нее зависит, когда, сколько и какую музыку будут смотреть уральцы. Рецепт и тайны фестиваля на 50 тысяч зрителей от его главного организатора — уже на «Моментах».

Мария Зашляпина подчеркивает: только благодаря поддержке Андрея Козицына Екатеринбург уже семь лет смотрит музыку
Фото: Александр Мамаев
О смелости
Оригинальный Венский фестиваль в Австрии проводится с 1991 года. Австрийцы предложили организовать аналогичный проект Андрею Анатольевичу Козицыну (почетный консул Австрийской Республики в Екатеринбурге — прим. ред.) и мы решили попробовать. Тогда мы совершенно не знали, как публика будет реагировать на классическую музыку. Но очень хотелось сделать эту культуру более доступной. Ведь, чтобы прийти в ту же оперу, нужна определенная отвага: изучить репертуар, решиться на выбор постановки, купить билеты, выбрать день, найти определенную одежду.

Екатеринбург — единственный город России, где проводят Венский фестиваль. Фото: Анна Майорова
О площадке
Мы выбрали площадь перед Университетом, потому что она своими очертаниями очень напоминает Ратушную площадь в Вене. Здание в форме каре хорошо отражает звук, а само пространство удобно для посетителей. Конечно, мы смотрели на Площадь 1905 года, но никто не позволил бы нам перекрывать центр города на три недели. Еще думали о площади перед Театром Драмы, но у нее меньшая вместимость, плюс там сильная роза ветров, а сильный ветер может стать помехой мероприятию.

Площадь Кирова принимает Венский фестиваль уже шесть лет. Фото: Александр Ельчищев
Об оборудовании
В Екатеринбурге не так много компаний, которые могут технически оснастить подобную площадку. Уже сейчас звуковая установка выдает уровень звука сравнимый со взлетом самолёта. А противовес для экрана — 400 тонн воды. А в Вене, кстати, просто работают два хороших проектора. У них быстро темнеет и они даже на программке пишут: «Начало показа с наступлением темноты».

В Екатеринбурге установлен огромный экран. Фото: Василий Гришин
О фильмах
Подготовка к фестивалю начинается в феврале. В Берлине в это время проходит отсмотр продукции, снятой в прошлом году. Компании, которые снимают классический контент, предлагают фильмы на фестивали и телеканалы. Обычно это порядка 500 трансляций. Как из них выбрать подходящие для Екатеринбурга, мы поняли только в последние пару лет: мы не берём мюзиклы, музыкальные комедии и те фильмы, где есть текст. Наш зритель не любит большие речевые отрезки на иностранных языках. Не все их понимают. Поэтому мы выбираем для себя оперу, балет, и концерт.

Фильмы подбираются специально для уральского зрителя. Фото: Анна Майорова
О программе
Программа всегда построена по четкому алгоритму. На открытии всегда живой концерт, на закрытии — концерт Венского филармонического оркестра. В пятницу — молодежный день, в субботу, как правило, какой-то хит, а по воскресеньям — детская программа. Есть у публики уже любимые исполнители, которых они просят с особой настойчивостью: мы всегда привозим несколько опер с Анной Нетребко, и включаем в программу концерт пианиста Ланг Ланга.
Какой музыкальный коллектив приедет на открытие — это мой личный выбор. Наши австрийские партнеры давно советовали обратить внимание на BartolomeyBittmann progressive strings Vienna. Я сомневалась, что скрипач и виолончелист могут увлечь публику. И даже съездила в Линц специально на их концерт. Но, как показало наше нынешнее открытие, мы не промахнулись: две с половиной тысячи людей сидели под проливным дождем, слушая их музыку!

BartolomeyBittmann progressive strings Vienna покорили Екатеринбург. Фото: Василий Гришин
Об ограничениях
У нас есть очень много ограничений. Из-за пиратинга далеко не все производители музыкального контента дают права на показ в России. Мы, например, никак не можем получить лицензию на концерт Стинга — производители категорически отказываются показывать его в России. Некоторые диски, которые мы приобретаем, мы даже не можем «перемотать». Мне часто говорят: «А что запись? Мы можем и на YouTube посмотреть». Но то, что мы показываем, точно нельзя найти в Интернете. В лучшем случае это будет съемка на любительскую камеру, где ни звука, ни картинки. Мы — единственная компания в стране, которая имеет лицензию на трансляцию этих фильмов.
О деньгах
Мы не говорим об объемах финансирования. Могу только сказать, что лицензия на единократный некоммерческий показ фильма стоит около 1000 евро. Умножайте на количество фильмов в ежегодной программе. Это только лишь затраты на лицензии.

Фильмы Венского фестиваля не найти на YouTube, гарантирует Мария. Фото: Анна Майорова
О миссии
В этом году Фестивалю исполнилось уже семь лет. Каждый год мы добавляем что-то новое. Например, три года назад мы сделали детскую площадку. Уже есть дети, которые не представляют себе, что есть лето в городе без Венского фестиваля. Есть мамочки, которые заранее готовятся, выбирают одежду, приходят и отдыхают с детьми. Можно считать это образовательной миссией. Согласитесь, под Моцарта неудобно плевать семечки и пить пиво.
Но я больше всего дорожу «филармоническими» бабушками. Знаете, пока они ходят на фестиваль, как это ни странно, у него есть будущее. Они прививают культуру, правила поведения при прослушивании классической музыки. Именно они готовят следующее поколение. Не только учат печь блины, но и слушать оперу.

Благодаря Марии, Венский фестиваль действительно стал доброй традицией Екатеринбурга. Фото: Анна Майорова
О мечтах
Лично для себя на один из фестивалей я бы хотела пригласить «Океан Эльзи», но это невозможно в современной политической обстановке. Однако я надеюсь заработать столько денег (мы же о мечтах?), чтобы привезти Анну Нетребко на открытие Фестиваля и Венский филармонический оркестр — на закрытие!