Интервью с фотографом-документалистом, которая создаст образ современного Екатеринбурга

Алина Десятниченко в течение полутора месяцев будет готовить выставку в рамках проекта «Новые истории Екатеринбурга»

Алина Десятниченко — документальный фотограф из Краснодара, в ее портфолио большой список публикаций в разных медиа: «Афиша Daily», «Такие дела», «Русский репортер», «Секрет фирмы», Mediazona и другие. В Екатеринбург Алина приехала участвовать в арт-резиденции «Новые истории Екатеринбурга». С этим проектом «Дом Метенкова» в 2016 году стал победителем грантового конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина.


Интервью с фотографом-документалистом, которая создаст образ современного Екатеринбурга

Фото: Владимир Жабриков

В течение двух месяцев фотограф будет изучать город, знакомиться с его характером и в итоге представит проект — видение сегодняшнего Екатеринбурга. За несколько дней до приветственной встречи в музее мы прогулялись с Алиной по центру города и пообщались о том, как продвигается узнавание, о первых наблюдениях и знакомствах.

С Алиной мы встречаемся в фотографическом музее «Дом Метенкова». К нам выбегает девушка с короткими вьющимися волосами и сходу рассказывает:

— Каждый день я прибегаю сюда и говорю: «У меня очередная идея!» — и мы с ребятами (кураторами музея) начинаем ее обсуждать. Для сегодняшней съемки я планировала встать в шесть утра (так рано, чтобы получить нужный мне свет и настроение) и пойти в парк около Динамо, вдохновившись рассказом одного из горожан. Но я проспала, поэтому планов нет.

Несмотря на отсутствие планов, во время нашей прогулки Алина не выпускает из рук фотоаппарат. Фото: Владимир Жабриков

Когда смотришь на твои проекты, иногда создается ощущение, будто ты выбираешь социальные темы.

— Мне до сих пор трудно себя идентифицировать. Думаю, что правильное определение находится где-то между фотографом-документалистом и художником, работающим с фотографией. Я изучала журналистику и долгое время считала, что моя работа должна приносить пользу. Я восхищаюсь фотографами, которые снимают в горячих точках. В 2013 году я путешествовала по Ближнему Востоку, была в Сирии и Египте в разгар военных действий, но поняла: даже если я что-то сниму, процент того, что мой снимок что-то изменит, очень мал. Я не хотела просто показывать ситуацию такой, какая она есть, я хочу разбираться с причинами, изучать тенденции, которые приводят к конфликтам.

Пример такого исследования — мой проект 2015 года «Упиваемая чаша». Люди со всего СНГ едут к иконе «Неупиваемая чаша» в мужской монастырь города Серпухова в попытке освободиться от зависимостей. Считается, что икона помогает излечиться. Так как это мужской монастырь, женщине там можно находиться только три дня в качестве паломницы, поэтому мне пришлось ездить туда несколько раз, на это я получила благословение от настоятеля монастыря. В этом проекте я пыталась исследовать проблемную ситуацию со всех сторон: показать и веру, и разочарование, и отсутствие выбора, и едва теплящуюся надежду.

Проект в рамках «Новых историй Екатеринбурга» — не первая встреча Алины с Уралом. Фото: Владимир Жабриков

В 2012 году Алина уже была в Екатеринбурге. Она участвовала в проекте «Медиаполигон» журнала «Русский репортер».

— Мы постоянно где-то носились и слушали лекции. Мне тогда повезло: по ошибке досталась целая комната в общежитии. Помню «Высоцкий», куда так и не смогла подняться, и центр реабилитации бывших заключенных, который я снимала. Там был колоритный мужчина, у которого все руки были в наколках. Он учил меня правильно жульничать в картах.

— Какие были ожидания перед новой поездкой?

— Я вспоминала первую поездку, хотелось многое увидеть глубже. В фотографическом сообществе все более или менее друг с другом знакомы хотя бы заочно. Конечно, я знала работы Сергея Потеряева и Федора Телкова — здорово увидеть вживую места, о которых они делали свои проекты.

Фотограф остается фотографом даже если рядом — фотограф. Фото: Владимир Жабриков

Мы направляемся в сторону Уральского университета. Солнце слепит глаза — неподходящая погода для съемок. Алина рассказывает о будущем проекте:

— На сегодняшний день у меня нет окончательного видения того, каким будет результат проекта. В «Доме Метенкова» мне сказали, чтобы я не волновалась: у предыдущих резидентов в последний момент что-то менялось и перестраивалось. У меня уже есть некоторые идеи, но озвучивать их трудно. Это как кухня, которую ты не будешь показывать в процессе. Я люблю знакомить с уже готовой работой. Один из моих планов — снять документальный проект про «Высоцкий». Этот небоскреб — для меня аллюзия на Вавилонскую башню.

Мне интересен феномен идеала как противопоставление ожидания и реальности. Например, у меня в разработке материал про непризнанные бывшие советские республики — они как осколки утопии.

«Конечно, в Екатеринбурге есть конструктивизм и свои отличия, но, когда я изучаю Екатеринбург, так или иначе я изучаю всю Россию». Фото: Владимир Жабриков

— Екатеринбург похож на утопию или антиутопию?

— Не думаю, что Екатеринбург — антиутопия. Для меня вся Россия — это следствие попытки построить утопию. Но любая утопия, когда она сталкивается с человеческим фактором, превращается в антиутопию. Этот момент превращения меня интригует и завораживает. Все города у нас в чем-то похожи из-за ментальности, архитектуры и общей истории. Конечно, в Екатеринбурге есть конструктивизм и свои отличия, но, когда я изучаю Екатеринбург, так или иначе я изучаю всю Россию.

— Как ты изучаешь город для своего проекта?

 — Разговариваю с людьми, пока по большей части с сотрудниками «Дома Метенкова». Аня Марченкова (екатеринбургский фотограф — Прим. ред) проводила для меня экскурсию по городу. Много хожу сама, смотрю и читаю, заучила наизусть статью из «Википедии». Часто бываю на выставках, общаюсь с местными художниками и кураторами.

«Я много хожу сама, смотрю и читаю, заучила наизусть статью из „Википедии“». Фото: Владимир Жабриков

— Выставки предыдущих резидентов тебя наводили на какие-то мысли?

— В интернете было сложно найти фотоотчет с предыдущих выставок. Это всегда неполное ощущение: чтобы понять задумку автора, нужно увидеть экспозицию лично. Мне повезло увидеть проект Кати Юшкевич (предыдущая участница «Новых историй» — Прим. ред). Ее выставка до сих пор идет в «Доме Метенкова».

— Какой характер города у тебя вырисовывается сейчас?

— Мне очень нравится Екатеринбург, он молодой и энергичный. Такая мини-Москва, где красиво, как в Петербурге.

Выставку Алины по итогам работы над проектом в арт-резиденции можно будет посмотреть в начале мая. Сейчас — полтора месяца поисков и наблюдений за городом. А 22 марта в 18:30 с Алиной можно будет лично пообщаться на приветственной лекции в «Доме Метенкова».

Вам будет интересно

Читайте также в разделе Люди


вверх