Скандал в театральной тусовке. Известный музыкант разгромил новую постановку оперного театра

22 сентября 2017, 19:28
Скандал в театральной тусовке. Известный музыкант разгромил новую постановку оперного театра

Фото: Александр Мамаев

В этом сезоне Екатеринбургский театр оперы и балета представил свою новую постановку оперы Моцарта «Волшебная флейта» в весьма необычном прочтении. Классическое произведение было представлено в декорациях в стиле стимпанк, а в действо на сцене включилась мультипликация. Оригинальная постановка вызвала настоящий скандал в творческих кругах Екатеринбурга. Одним из самых активных ее противников стал органист Свердловской государственной академической филармонии Тарас Багинец. После просмотра спектакля он разразился гневной рецензией в социальной сети, которая вызвала общественный резонанс.

— Не ходил в нашу Екатеринбургскую оперу 15 лет. Вчера сходил на премьеру новой постановки «Волшебной флейты». Видимо, теперь придется сделать паузу еще в 15 лет, — так Тарас Багинец начал свою публикацию.

Свое впечатление он объяснил по пунктам. Во-первых, «режиссер — позорище». Во-вторых, «оркестр вялый и плохо играет». Саму постановку он назвал «омерзительной» и заявил, что известную оперу испохабили. Не стеснялся он в выражениях и описывая костюмы.

— Трёх дам вырядили в стиле Верки Сердючки на Евровидении-07. Видели, да? В пилотках и блестящих юбках. Им оставалось только спеть «Лашатумбай!», чтобы соответствие получилось полным, — отрезал Тарас Анатольевич.

Похвалил он только Анну Горбачеву, исполнительницу роли Памины, отметив ее высочайший уровень мастерства. Он также отметил еще пару исполнителей на приличном уровне, назвав все остальное «диким, беспросветным трэшем».

Фото: Александр Мамаев

 

В комментариях к рецензии мнения разделились. Точку зрения Тараса поддержали не все, но очень многие. Некоторые поблагодарили его за исчерпывающую рецензию, а вот руководитель литературно-музыкальной части театра оперы и балета Елена Мельникова пожелала органисту впредь предварительно знакомиться с анонсом спектакля, чтобы испытывать меньше разочарования.

Однако официально театр решил не реагировать на критику. Как призналась «Моментам» Мельникова, разгромная рецензия обсуждалась в коллективе, однако в результате было решено не участвовать в полемике.

— Пусть за нас зрителю все скажет наше творчество, наши новые спектакли и премьеры, — заключила Елена.

Театральный и музыкальный критик Лариса Барыкина тоже не поддержала музыканта, хоть и сочла некоторые его замечания вполне обоснованными.

Фото: Александр Мамаев



 — Если мы в чем-то и сходимся, то это вопрос о музыкальном качестве оперных спектаклей. Дела обстоят не очень хорошо. Оркестр — это такой коллектив, который как и балет, должен иметь ежедневный тренинг. И следить за этим должен руководитель, в постоянном режиме, а у нас три дирижера, которые бывают здесь наездами. Как человек с опытом, работая экспертом в «Маске» (фестиваль «Золотая маска» — прим. авт.), я слушаю опер до ста штук в год, я могу сказать, что сегодня музыкальное качество — неудовлетворительно, надо на него срочно обращать внимание. И это касается не только «Волшебной флейты», весной была «Русалка», и это тоже было далеко не блестяще с точки зрения музыки, —  отметила Барыкина.

При этом она обратила внимание, что по форме такая рецензия не допустима, поскольку все в ней высказано достаточно бездоказательно, а некоторые вещи попросту смешны.

 — Высказывание в фейсбуке (странно, что многие это называют рецензией) может быть каким угодно по смыслу, но меня  покоробила агрессивность, которая задала тон и комментариям. Человек откровенно пишет, что он не был 15 лет в театре, пришел с какими-то ожиданиями и его что-то не устроило. Ну, это же стыдно! Значит, он не представляет, что в театре происходит, как он сегодня развивается, каковы тенденции в современной режиссуре. Все хотят какого-то «классического спектакля»… У меня все студенты знают, что есть классическая живопись, классическая музыка, а классического спектакля нет и быть не может. Спектакль создается здесь и сейчас. Кто его видел, «классический спектакль»? Ту же «Волшебную флейту»? Как там должно все выглядеть? Что там делают люди? Как они одеты? Все хотят, чтобы это было в «той эпохе». А в какой эпохе «Волшебная флейта»? Это же сказка, фантазия. Читать это просто смешно, потому что полная профанация. Единственное, о чем он вправе говорить — это о музыке, об оркестре, — считает Лариса Владимировна.

Она также отметила, режиссура Слэйтера вполне качественная, в формате европейского мейнстрима, ее основное свойство —  зрелищность. Таких спектаклей на Западе очень много, публика их воспринимает адекватно, она понимает, что любая постановка — это интерпретация классики, и важно понять замысел авторов спектакля. Если уж и предъявлять претензии нынешней «Волшебной флейте», то стоит говорить об утере высокого этического смысла моцартовского шедевра (Багинец как раз этого не заметил). Есть такое выражение, или даже театральный девиз: «Развлекая — поучай!». О второй половине его явно забыли. 

Самое популярное

Читайте также в разделе Люди


вверх