«Когда слышу вопрос, о чем ваш фильм, хочется удавиться». Учитель поговорил с уральцами о «Матильде»

10 ноября 2017, 09:21
«Когда слышу вопрос, о чем ваш фильм, хочется удавиться». Учитель поговорил с уральцами о «Матильде»

Фото: Владимир Жабриков

Алексей Учитель лично представил жителям Екатеринбурга нашумевший фильм «Матильда». Ради общения с уральским зрителем режиссер даже не полетел в Париж, где его картина открывает Неделю российского кино. Предпочел ответить на вопросы, которые остались у екатеринбуржцев после просмотра скандального фильма.

Кино-конференц зал Ельцин Центра был заполнен почти до отказа. Пришли те, кто выдержал испытание двумя неделями проката и предпочел премьерным показам просмотр фильма в присутствии самого Учителя. Пока зрители наблюдали за экранным романом балерины Матильды Кшесинской и царя Николая II, режиссер признавался журналистам, что не очень доволен прокатом. Объективно цифры неплохие, но могли быть и лучше.

Пока гости кинопоказа смотрель фильм, режиссер успевал пообщаться с журналистами. Фото: Владимир Жабриков

«Говорят, Поклонская сделала картине рекламу. Я бы так не сказал. Информацию о фильме узнали многие, но мне обидно, что люди идут на него под впечатлением от скандала, ищут „клубничку“, — рассказал Алексей Учитель. — Число зрителей могло быть больше. За неделю до начала проката на всех каналах говорили про порноактера (имеет в виду Ларса Айдингера, сыгравшего Николая II — прим.ред.). И вдруг как обрезало. Была остановлена пиар-кампания на „Первом“, НТВ, ТНТ, никакого „Вечернего Урганта“, не было даже упоминаний о картине. Во многих средних и малых и городах люди не знают, что фильм пошел».

Однако все те, кто не посмотрит «Матильду» в прокате, получат второй шанс. Сейчас готовится 4-серийный телевизионный фильм, который должен выйти на «Первом». Кроме того, права на показ сериала могут получить зарубежные телеканалы.

Зал был заполнен. Но вопросов у зрителей оказалось немного. Фото: Владимир Жабриков

После продолжительного диалога с прессой, Алексей Учитель, кажется, готов начать общение со зрителем. Идут титры, в зале зажигается свет, режиссер занимает свое место в кресле. Однако прежде чем перейти к разговору, Учитель раскрывает несколько секретов о картине. Например, говорит, что за псевдонимом сценариста Александра Александрова скрывается современный писатель Александр Терехов. Снявшиеся в картине немецкие актеры — звезды берлинского драматического театра «Шаубюне». А его режиссер Томас Остермайер на удивление труппы согласился на дебютную роль в кино, воплотив на экране доктора Фишеля.

Актер Данила Козловский мог сыграть царя, но не был утвержден, а на второстепенную роль согласился после долгих уговоров. Матильду мечтала воплотить на экране прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева. Но ей пришлось отказать, поскольку режиссер нуждался прежде всего в актрисе, а не в танцовщице.

Отдельная история с костюмами — их было 7000. Сегодня небольшая часть представлена в ГУМе. Китайцы с удовольствием фотографируются на фоне коронационных одежд, а «Эрмитаж» уже просит их свою коллекцию. Над пошивом трудились все, кто мог, привлекали даже женские колонии.

Наконец, знакомый Алексея Учителя предлагал сделать альтернативный трейлер для верующих, но режиссер отказался. Не делить же зрителей кинотеатров на верующих и неверующих прямо в зале.

В перерыве между встречей со зрителями. Фото: Владимир Жабриков

В зале появляются поднятые руки, но их немного. Задавали их в основном девушки. Например, будет ли режиссер после истории с оскорблением чувств верующих взвешенно подходить к производству новых картин или все же не станет отступать от замысла.

— В этом кино я никого не оскорбил. Это наговоры людей, которые даже не видели картины. Я всего пять минут встречался с Поклонской, меня насильно под руки подвел к ней министр культуры Мединский, думая нас помирить. Пожали руки друг другу, я даже не получил по лицу. Сказал: «Вы можете остаться при своем мнении, но посмотрите фильм». Она ответила, что ей не надо смотреть, и так все понятно. И я осознал, что все бесполезно. Ее не было в Госдуме на показе, но был депутат, который снимал все на видео, а после резко высказался почти что словами Поклонской. И меня поразило, что зал закричал, чуть не засвистел. По-хулигански так, по-зрительски, но не по-думски. Он сел и больше не выступал.

У кого-то после картины появилось разочарование и обида за царя. Показалось, что Николай II показан карикатурно.

— Порой я слышала в зале смех, хотя моменты в картине не были смешными. Хочется понять вы претендуете на историческое или развлекательное кино? И какой представляете фигуру царя? — обратилась к Учителю одна из гостей встречи.

— В фильме есть эпизоды с крушением царского поезда, свадьбой и давкой на Ходынском поле. Даже падение Николая II во время коронации — исторический факт. Но, конечно, я не мог передать буквально диалог матери и сына. Не обязательно показывать царя волевым и мужественным, если по натуре он был мягким и интеллигентным. Я не считаю Николая II безвольным, он был хорошим царем. За 17 лет его правления Россия единственный раз за всю историю была первой в Европе и второй в мире по всем показателям.

Учитель говорит, что хотел показать не икону, а человека, которому свойственно сомневаться и переживать. Фото: Владимир Жабриков

Когда заговорили о выборе между долгом и любовью, одна из зрительниц немного расстроила режиссера, уточнив, о чем же все-таки картина и что послужило толчком к ее созданию.

— Когда слышу вопрос, о чем ваш фильм, хочется сразу удавиться. Вы же его два часа смотрели. Если бы не было катастрофы с поездом и смерти отца Николая II или если бы он отказался от короны, страна, возможно, была бы другой. От этой любви и ее разрешения зависело то, в какой России мы сегодня живем.

Общение закончилось неожиданно — один из зрителей вызвал режиссера на бескровную дуэль. Учитель обещал ответить. А в зале посмеялись: еще одна встреча неминуема.   

Самое популярное

Вам будет интересно

Читайте также в разделе Люди


вверх