Вторую неделю общепит Екатеринбурга закрыт. Кофейни и бары находятся на стадии выживания. «Моменты» рассказывают, каким трудом и бюджетом обошлось открытие известных гастро-проектов города. Эта история о сети кофеен «Герои кофе», которую открыли студенты, работавшие в «Макдоналдс». Анастасия Ложникова, совладелица сети кофеен «Герои кофе» накопила на отрытые своей первой кофейни с зарплаты.
— Я не местная, приехала в Екатеринбург из Челябинска поступать в ветеринарную академию. Когда стала учиться поняла, что не хочу сидеть на шее у родителей, и пошла работать в «Макдоналдс», где меня быстро повысили до менеджера. Там у меня была супер-команда, мы дружили. Иногда оставались на ночь на работе. Но эта точка «Макдоналдса» была не прибыльной и ее вскоре закрыли. И тогда с одним из менеджеров мы решили, что все знания, которые мы получили в «Маке», можно применить в своем бизнесе. И стали просто в шутку сначала искать продажи франчайзинга. Все было очень дорого и с большим количеством условий. И тогда мы решили открыть что-то свое. Сели небольшой компанией друзей и просто придумывали название. И поняли, что фишкой нашей кофейни будут стаканчики, где нарисованы «герои города» — люди с разными эмоциями.

— Откуда вы взяли деньги на бизнес?
— Я была студенткой и жила в общаге. Деньги тратить особо было некуда, а работая в «Макдоналдс», а смогла накопить 200 тысяч рублей. Партнер по кофейне еще добавил и это был наш стартовый капитал на первую кофейню.
— Как вам, двадцатилетним студентам, относились арендодатели и поставщики?
— Никто не хотел с нами работать. Ваня, партнер, очень хотел запуститься первой кофейней на Химмаше. Мы нашли там уютненькое помещение, но в силу того, что нам было по 21 году, на нас так смотрели: «Что еще за кофейня?». Молодых, зеленых никто всерьез не воспринимал. А когда мы почти подписали договор, арендодатель пропал. А потом сообщил, что отдал помещение более надежным партнерам: «Дом.ру». Ну, кстати, их сейчас по этому адресу нет. А мы работаем. Правда первую кофейню мы открыли в Clever Park.
— Вам хватило денег на запуск?
— В 300 000 рублей мы уложились, но при этом, ремонт мы делали сами. А первую кофемашину мы взяли в аренду — 6000 в месяц. Если бы купили, то вышли бы из бюджета. На нее тогда нужно было 120 000 рублей.
— А поставщики как к вам относились?
— Пока никто нас не знал, мы работали по полной оплате или предоплате. После того, как они убедились, что мы платежеспособные, появились скидки и иные договоренности.

— У вас был бизнес-план?
— Нет. Мы знали, что ЖК около ЦПКиО — развивающийся район и запускались на перспективу. Тогда там были офисники, частично были заселены дома. Мы понимали, что в день нужно делать порядка 5000 рублей, чтобы выходить в ноль. Это учитывая, что у нас был наемный бариста. Если я сама стояла за прилавком, то можно было 3500 сделать. Но нам просто повезло, через несколько месяцев начался Чемпионам мира по футболу 2018. Это нам позволило закрыть все затраты на кофейню. И мы сразу же начали запускать вторую кофейню.
— На свои?
— Нет. На этот раз решили занять денег. В целом обошлось чуть больше, чем в полмиллиона рублей. Мы решили, что непременно нужно открыться на Химмаше. Это моего бизнес-партнера родной район и примерно понимал запросы людей, живущих там. Поэтому концепцию кофейни мы дополнили бургерами. К моменту, когда мы открывались, то обнаружили, что большинство заведений питания на районе держит одна семья. Многие спрашивали: «А вы не боитесь?». Мы не очень понимали почему должны бояться, некоторые из них даже заходили к нам после открытия посмотреть, как мы устроились, потому что они не далеко тоже бургерную открывали. Конфликтов у нас никогда ни с кем не возникало
— Концепция зашла?
— Да! В первые же дни мы начали получать хорошую выручку. Мы себе поставили планку, что получать нам зарплату, имея уже две кофейни, в 50 000 рублей не серьезно. Пора до 100 000 дотянуть. Свои заработки мы не включаем в выручку, там только оплата рабочего дня сотрудников. Поэтому мы стали увеличивать планы продаж, чтобы увеличить и свои доходы.

— Вы сами стояли на кухне и на кассе?
— Первое время да. Мне нужно было понять, как точка работает. А уже потом я смогла обучить персонал. Сейчас у меня две кофейни работают автономно.
— За какой период вы планировали окупить эти два проекта?
— За 2 года, но уже сейчас мы все затраты на бизнес закрыли. При этом, мы с бизнес-партнером постоянно спорили о ценах в кофейне. Когда ввели обеды по 199 рублей, мне Ваня сказал, что надо делать еще дешевле. Но я настаивала, что у нас есть концепция, которая достойна этой цены. Суть ее в том, что каждый человек индивидуален: он может выбрать для себя настроение и кто он сегодня. Символ этого выбора — наши стаканчики. Плюс атмосфера — во всех заведениях мы делали уют и старались передать домашнее настроение. Все сделано своими руками.
— Вы начали уже продавать франшизу?
— У нас часто интересуются по покупке франчайзинга. Но мы подумали, что не доросли еще до этого. чтобы продавать франшизы нужно увеличить количество точек. Поэтому мы присмотрели для себя место в центре Екатеринбурга, сняли помещение на 8-е Марта, и начали ремонт. Тут все опять сделали своими руками. Даже родственники на этот раз помогали.

— Почему именно это место, рядом очень сильные игроки Simple Coffee?
— Мы рассчитываем на большой трафик людей, которые перемещаются от перекрестка 8-е Марта и Малышева до «Гринвича».
— В третью, саму большую кофейню в центре вы уже сами инвестировали?
— Нет, это были деньги инвестора.
— А сколько вам требовалось?
— Мы уложились в миллион триста тысяч. Достаточно быстро сделали ремонт и открылись 6 декабря. Сразу начали по выходным делать стендап шоу и собирать горожан на «открытый микрофон». С нами на связь вышел один благотворительный фонд, который хочет делать на нашей площадке спонсорские мероприятия. По началу раскачали точку до 8-10 мероприятий в месяц. Я бы не сказала, что у нас все выстрелило. Первые две точки — да. А с этой пока все медленно идет.
— Когда вы открыли свою первую кофейню, сколько вам было лет?
— 21 год.
— Зачем это вам?
— Мне кажется, в 18 лет все мечтают иметь свою маленькую кофейню. Помню, как мы с подругами еще в Челябинске, ходили по подобным заведениям и мечтали открыть такое же. Просто я достаточно решительная. Рискнули, и оказалось, что не зря. Плюсом, не хотелось работать в найме больше. Там ты всегда получаешь свои 50 000 рублей. А тут ты можешь сделать 100 000, а можешь и ноль. Кто-то выбирает стабильность, кто-то выбирает риск.
— Дальше что?
— Я хотела открыть реабилитационный центр для собак, ведь я все-таки по специальности ветеринар. Сейчас по профессии работаю иногда в качестве волонтера. Но по работе хороших предложений нет. На работу за 20 000 рублей возвращаться в Челябинск мне тоже не хочется.
— Самый большой страх у тебя, как у владелицы сети кофеен?
— Страх разориться. Потому, что у тебя есть ответственность. Ты должен денег инвестору и сотрудникам. Не хочу, чтобы в 24 года я осталась ни с чем и все закрыла. В перспективе я хочу по франшизе открыть 10 кофеен, и, если будет возможность, продать этот работающий бизнес.
Сейчас, в условиях пандемии коронавируса, «Герои кофе» работают на доставку.
