Пандемия и кризис окажут большое влияние на винную индустрию во всем мире. Европейцы уже больше месяца сидят на карантине из-за распространения коронавируса. Будет ли в России доступно европейское вино после пандемии и как изменятся цены на него. Специально для «Моментов» владельцы бара «БиоШмио» связались со своими поставщиками в Европе.

— Мы работаем на виноградниках, так как природа просыпается, и мы не можем ждать. Находиться на свежем воздухе в наше время — это настоящая роскошь! Это действительно так: заниматься любимым делом среди родных лоз, а не сидеть в четырех стенах — за это многие бы сейчас дорого заплатили! — Биргит Браунштайн, винодел (Австрия).
Март, апрель — важное время для каждого винодела. Представитель биодинамической винодельни Guerila из Словении Мартин Грузовин, рассказывает, что сейчас полным ходом идет подрезка лозы. Успевают виноделы высаживать и новые виноградники.

— Все по плану, все идет своим чередом, как раньше. Сельское хозяйство — это стратегическая отрасль, карантин на работу не распространяется на нас, — Ксения Танцини из тосканского хозяйства Roccapesta.
Карлос Гонсалес-Гордон, один из владельцев крупного хересного дома Gonzalez Byass так же сообщил, что все их виноедльни работают, правда уточнил, что везде проводится необходимая дезинфекция, используются антисептики, работники носят маски.

Самая очевидная проблема, которую отмечают европейские виноделы — это падение продаж. По словам Мартина Грузовин, продажи вина, особенно премиум, снизились на 90%. Единственное, где сохраняются активные продажи — это Интернет. Но словенцы к такой покупке вина не привыкли, им проще заехать на соседнюю винодельню или в винный магазин, однако, выезжать из дома нельзя, а в магазины пускают по одному. Плюс, люди боятся тратить деньги, ведь непонятно когда на самом деле закончится карантин. Это при том, что 80% зарплаты в Словении на время карантина выплачивается государством.
— Особенно пострадают страны, где люди привыкли выпивать в ресторанах и барах, но даже там, где люди привыкли пить вино дома, потребление снизится на 30 и более процентов, — рассказывает Карлос Гонсалес-Гордон. — Плюс, люди стараются пить более дешевые вина, потому что многие потеряли работу и у них теперь меньше денег.

Виноделы отмечают, что сейчас нет продаж через рестораны и винотеки. Это, как правило, составляло основную долю продаж.
— В будущем возможны экономические проблемы, но мы все пытаемся с этим справиться, сейчас многие хозяйства переделывают сайты, налаживают онлайн продажи. Однако крупных заказов, как раньше, сейчас крайне мало, — продложает Ксения Танцини из Тосканы. — И я сейчас вижу проблему в понижении уровня благосостояния людей. В Италии сейчас очень тяжелая ситуация. Я лично знаю людей, у которых сейчас в кошельке осталось 60 евро. Это люди, у которых какое-то свое небольшое дело, например, бар, которое уже больше месяца закрыто. Все средства вложены в оборот, и нет никакой подушки безопасности. Конечно, эти люди еще не скоро смогут себе позволить какие-то излишества.
Ничем ситуация не отличается и в других европейских странах. В Париже бары закрыты уже несколько недель. Продажи у индустрии гостеприимства равны нолю.
— Вот уже 3 недели все бары закрыты. Большинство людей сходятся во мнении, что, если разрешат открываться в середине мая, к началу сентября все придет в обычный ритм. Думаю, почти все бары и рестораны выживут, но многое зависит от той помощи, которую обещало государство и от возвращения туристов в сентябре, — поставщик натуральных вин в Париже Амори Буссар. — Что касается виноделов, есть те, у которых такое малое количество вина, что оно квотируется заранее, у более крупных игроков могут возникнуть проблемы с финансами.
Но в Париже надеются на деньги французов, которые славятся тем, что у них всегда что-то отложено на «черный день».
— А сейчас еще и потратить особенно некуда, кроме того, государство выплачивает 84% заработной платы тем, кто сейчас не имеет возможности работать, — добавил Амор Буссар.

Почти все респонденты на вопрос — что вы собираетесь делать, чтобы выйти из кризиса, ответили, что прямо сейчас остается только ждать, когда закончится эпидемия.
При этом ни один винодел не думает о том, чтобы повысить цены, возможно, им придется даже немного понизить, ведь покупательская способность потребителей сильно снизилась. Однако в России, как мы все понимаем, цены уже выросли примерно на 20% из-за падения курса рубля.
Возможно в этих условиях стоит повернуть голову на восток. Китай каждый день заявляет о постепенном восстановлении экономической деятельности после вспышки эпидемии коронавируса. Немногие знают, но эта страна входит в топ-10 стран по производству вина и занимает 2-е место по площади виноградников в мире. Тем не менее, в России китайские вина — это пока диковинка, их почти невозможно найти на полках магазинов, а те, что есть, сильно уступают по качеству европейским и винам Нового Света. Кроме того, эти вина почти незнакомы сомелье и кавистам, а ведь именно эти люди формируют вкус среди потребителей.
