Мировые бренды игнорируют уральских дизайнеров. Модельеры бегут в Kenzo

Мировые бренды игнорируют уральских дизайнеров. Модельеры бегут в Kenzo

Ежегодно кафедра дизайна одежды УрГАХУ выпускает порядка 50 дизайнеров, которые способны создавать одежду для уральских модников с учетом мировых тенденций и особенностей городской среды. Однако местный рынок не заинтересован в профессионалах, более того в Екатеринбурге, как и во всей стране есть мода, но нет индустрии моды, делает печальный вывод профессор университета Людмила Кокорева. «Моменты» выяснили, почему предстоящие выпускные с показами эксклюзивных студенческих коллекций пройдут без участия потенциальных работодателей — байеров, владельцев брендов и фабрик, занимающихся пошивом одежды.

Нужно понимать, что индустрия моды — это четко выстроенная система по производству одежды. Все начинается с того, что дизайнер создает коллекцию, затем пиарит ее, презентует на ярмарке моды, продает байеру и уже по итогу отшивает тираж для магазина. У студентов нет самого главного — производств и средств на рекламу. Кроме того, показы требуют серьезных вложений, поэтому делать шоу для байеров и владельцев брендов кафедре не по карману. А сами работодатели признаются, что не особо заинтересованы в студенческих коллекциях.

В России есть мода, но нет индустрии модыВ России есть мода, но нет индустрии моды

«У ритейлеров нет необходимости искать молодых дизайнеров и таланты даже с точки зрения коммерции, потому что рынок наполнен, каждый крупный город отшивает десятки брендов. Мы работаем с уже готовыми историями, с уже сформированными марками, которые отвечают нашим требованиям по сертификационным показателям», — рассказывают «Моментам» в универмаге Bolshoy.

Однако даже если бы байеры заинтересовались коллекцией начинающих дизайнеров, самим студентам было бы не выгодно продаваться на подобной площадке. Пошив выпускной коллекции обходится минимум в 45 тысяч рублей. Если выпускать одежду тиражом по 6-7 штук и использовать качественные ткани, сумма возрастает, при этом магазин не покупает вещь, а берет на реализацию. Дизайнер заключает договор комиссии с универмагом, и если вещь не продается, она возвращается создателю.

Чтобы попасть в модное пространство, студентам-дизайнерам придется немало вложитьсяЧтобы попасть в модное пространство, студентам-дизайнерам придется немало вложиться

Раньше студенты могли находить работодателей на модных ярмарках, которых сегодня в Екатеринбурге не найти. «Засохли», как выражается Людмила Кокорева. Однако в нескольких городах страны они еще остались, поэтому шанс проявить себя у наших выпускников есть разве что в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Уфе. В мире ежегодно проводится порядка 600 таких модных «слетов», но чтобы выбраться на них студентам придется потратиться не только на коллекцию, но и на саму поездку, а позволить себе это может далеко не каждый.

Конечно, есть позитивный опыт, когда выпускники УрГАХУ стали сотрудниками модных домов и фирм Nina Ricci или Kenzo, разрабатывают принты или создают рисунки для ручной обуви, но это, как правило, люди, которые финансово потянули стажировки и жизнь за рубежом, а уехав туда, они даже не думают о возвращении домой.

По мнению Людмилы Кокоревой, развитие индустрии моды должно идти под эгидой государства, а в том же Екатеринбурге никто не занимается тем, чтобы свести на одной площадке производителей, байеров и дизайнеров. Страна делает акцент на корпоративную одежду, а сам потребитель в большинстве своем одевается в масс-маркете и на вещевых рынках, где блузку можно купить не за 10 000-15 000 рублей, а за 1500.

Байеры и владельцы брендов не спешат на выпускные показы УрГАХУ, говорят рынок дизайнеров полонБайеры и владельцы брендов не спешат на выпускные показы УрГАХУ, говорят рынок дизайнеров полон

Остается только завидовать зарубежному опыту, где труд дизайнеров умеют оценить по достоинству. Что происходит с начинающим специалистом в Европе? Ему еще на стадии обучения предлагаются стажировки в серьезных компаниях, а на базах университетов действуют инкубаторы, которые всячески помогают юным дизайнерам — находят спонсоров, делают всевозможные скидки, помогают отшивать одежду и организуются показы, которые выходят на общегородской уровень. В Екатеринбурге нет фирм и фабрик по пошиву одежды, которые смогли ли готовить дизайнеров и конструкторов под свои производства. Мало кто готов тратить время и силы на будущие кадры, проще взять готовых.

«В 90-е годы, когда еще не был разрушен Дом модели, мы отправляли студентов туда. Сегодня индивидуальных фабрик мало, а бренды — это скорее не бизнес, а проба пера. На самом деле индустрия моды может приносить миллиарды, если ее правильно выстроить», — добавляет Людмила Кокорева.

Владелец уральского бренда одежды Shizm и собственной фабрики по пошиву одежды Максим Котовщиков говорит, что в их компании нет ни одного сотрудника с дипломом выпускника УрГАХУ, однако они без проблем берут студентов на практику и даже хотели предложить кафедре организовать конкурс дизайнеров и выпустить лучшие модели.

В Европе начинающих дизайнеров приглашают на стажировки и помогают выпускать коллекцииВ Европе начинающих дизайнеров приглашают на стажировки и помогают выпускать коллекции

«Я заметил, что сегодня мало кто действительно разрабатывает дизайн одежды, берут вещи из Zara, копируют лекала и шьют, поэтому профессиональные дизайнеры нужны далеко не всем, но за хороших конструкторов фирмы готовы побороться», — рассказывает Максим Котовщиков.

Большинству сегодняшних выпускников, которые хотели бы видеть себя в роли модных дизайнеров, приходится идти в стилисты, преподаватели или мерчендайзеры. Кто-то переквалифицируется в дизайнеров интерьера, поскольку это приносит большую прибыль.

Шанс реализоваться в своей профессии есть у тех, кто смог найти работу или инвестора. Людмила Кокорева говорит, что сегодня в России и даже в Екатеринбурге есть люди, готовые вкладываться в перспективных ребят (правда с условием отработать вложенные средства), но насколько такая идея оправдает себя, покажет время.