Простое правило екатеринбургского дизайнера: дешевые ткани и необоснованный ценник. Почему каждый второй шьет одежду

28 ноября 2017, 19:41
Простое правило екатеринбургского дизайнера: дешевые ткани и необоснованный ценник. Почему каждый второй шьет одежду

Фото: Александр Мамаев

В Екатеринбурге наблюдается невероятный бум дизайнеров одежды. В уральской столице один за другим появляются точечные шоурумы, модные дома, запускаются мелкие бренды, которые предлагают через интернет юбки-пачки или свитшоты. Еще вчера в городе было не больше 50 дизайнеров, чьи имена были на слуху у стилистов и шопоголиков, а сегодня их уже 200. Складывается ощущение, что дизайнером может стать любой, для этого достаточно запастись тканью, купить машинку, разработать собственный лейбл, повесить ценник от 1000 рублей и провозгласить себя законодателем стиля. «Моменты» выясняют, откуда в городе это повальное увлечение созданием одежды. 

Сегодня в Екатеринбурге создают одежду около 200 дизайнеров. Фото: Александр Мамаев

У истоков истории дизайна в Екатеринбурге стоят Наталия Соломеина и Людмила Пашевич, чьи модные дома существуют в городе более 15 лет. На слуху имена Нины Ручкиной, Никиты Баранова, Лоры Дембицкой, Дмитрия Шишкина, Лады Томиловой, Анны Мамаевой, Марии Ярмышевой, Ульяна Донских и ее Borismama, которые вот уже несколько лет обшивают екатеринбуржцев. Сегодня к известным брендам добавились UShatava, 12storeez, Yulia Skalatskaya, Shizm, однако это лишь малая часть всех тех марок, которые открывают магазины в центре уральской столицы.

«Моменты» всего за несколько минут пребывания в сети насчитали как минимум 20 новых брендов, которые рассредоточились по торговым центрам или корнерам вроде универмаг Bolshoy и Freedom Store. В их числе Cutie Pie — с веселыми юбками-пачками, Boo — проект Марины Гомус и Дины Жуковой, предлагающие девушкам одежду пудровых оттенков со страусиными перьями или Alena Samchuk, которая балует клиентов платьями из натурального шелка.

Не менее модным направлением среди дизайнеров Екатеринбурга является стритвир, то есть уличная одежда, которая сегодня очень популярна в регионах. В последнее время у бренда Urals, можно сказать лидера по созданию таких вещей, появляются конкуренты, например, бренд YAAY, который производит футболки с надписями «Урал» и достопримечательностями Екатеринбурга, бренд одежды с авиационным акцентом «AviationAnatomy» или GHETTO и Stone Flower.

Сегодня для того чтобы стать дизайнером, не обязательно получать корочки. Фото: Александр Мамаев

В школе имиджа, стиля и моды UNO-fashion SCHOOL «Моментам» рассказали, что еще два-три года назад в городе можно было насчитать около 50 имен дизайнеров, 10 из которых были достаточно раскручены, сегодня это число увеличилось до 200 и порядка 50 из них — на слуху. Еще около 350 дизайнеров — это люди, создающие handmade.

Спрос рождает предложение, поэтому город оказывается во власти молодых авторов, которые насмотрелись на стильные луки в Instagram и решили: «Я тоже так могу». Со стороны профессия дизайнера выглядит как красивая глянцевая картинка — fashion-показы, снимки в журналах, элитные клиенты, поэтому люди увлеченные модой так норовят примерить на себя этот образ. К тому же, как показывает практика, чтобы создать собственную коллекцию одежды не обязательно иметь специального образования. Профессор кафедры дизайна одежды УрГАХУ Лидия Орлова рассказывает, что даже в лицеях, где готовят обычных швей и закройщиков, в дипломе пишут: «дизайнер».

«Спрашиваю, зачем вы это делаете, мне отвечают: «Иначе к нам не пойдут», — говорит Лидия Орлова. — Каждый день в городе я узнаю по 2-3 новых дизайнерских имени. Сначала все делается на коленке, а потом в центре открываются модные дома. Если Armani и Dolce& Gabbana для меня узнаваемы, поскольку обладают своим почерком, то, когда видишь три розовых пальто на улице, понятия не имеешь, кто перед тобой — то ли UShatava, то ли SiammSiamm, то ли Yulia Skalatskaya». 

Легкий вход в бизнес привлекает молодых модников к открытию собственных брендов.Фото: Александр Мамаев

Еще одна причина, по которой люди так стремительно идут в профессию дизайнера — легкий и не затратный старт. Владелица premium-ателье Rubleff’ka Таша Рублева рассказывает, что на пошив одной коллекции может уйти минимум 300 тысяч рублей. Коллекция вместе с арендой площадки для принятия заказов обойдется дизайнеру в 500 тысяч рублей, наконец, добавить ко всему этому пошивочный цех и сумма вложений составит от 1 млн рублей. В сравнении с другим бизнесом, это небольшие деньги.

«Легкий вход в бизнес привлекает людей, многие думают, что назовутся дизайнером, поставят три машинки или будут отшивать у надомниц, и к ним тут же пойдут клиенты. Однако по своему 7-летнему опыту скажу, что это непростой труд, и отдача придет не через месяц-два, а через пару лет», — говорит Таша Рублева.

Эксперты в области моды не скрывают, что дизайнерский бизнес часто бывает  «подарочным». В дело молодых дизайнеров инвестируют их родители, мужья или любовники. Однако одних вложений мало, необходимо задержаться на рынке и заслужить право называться дизайнером.

«У нас есть девушки формата «я сегодня дизайнер». Не имеет базы и образования, но набирает штат швей и предстает в качестве идейного вдохновителя бренда. Как правило, такие проекты долго не живут. Муж дает деньги один год, второй, а на третий говорит: «Надоело, сколько можно вкладываться в твой убыточный бизнес?», — говорит стилист, работающий с известными екатеринбургскими брендами, один из преподавателей UNO-fashion SCHOOL Ксения Юнгман.

Многие дизайнеры страдают отсутствием уникального ДНК и завышают ценники. Фото: Александр Мамаев

Ведущее правило на рынке дизайнерской одежды — наличие уникального ДНК, но с появлением такого количества местных брендов и не всегда профессиональных, уникальный код товара стирается, а неоправданно завышенные ценники на вещи, которые ничем не выделяются на фоне остальной одежды, вызывают отторжение у потребителей. Стилисты рассказывают, что клиенты порой предпочитают купить футболку в два раза дешевле в той же Zara, чем необоснованно тратить несколько тысяч на уральский бренд.

«Ценник должен быть оправданным. Если мы приходим в ювелирный магазин и покупаем украшение, мы понимаем, что в сумму заложен вид металла и камня, дизайн и бренд, здесь все прозрачно. То же самое должно быть на рынке дизайнерской одежды. Когда я в магазине вижу вещь, сшитую из материала, купленного в «Мире ткани» или БУМе, я знаю, что такая ткань стоит копейки. В ней может не быть ничего натурального, и мне не понятен ценник от 10 тысяч рублей. Все должно быть соизмеримо. Если вы считаете, что вы классный дизайнер — потратьтесь на коллекцию из хороших тканей», — говорит Таша Рублева.

Создатели уральских брендов оказались скупы не только на качество и уникальность вещей, но и на размерный ряд. В том же универмаге Bolshoy женщины с 48-м размером уже не могут подобрать одежду. На выручку приходит разве что oversize.

Эксперты уверены, что со временем рынок сам определит лучших и отсеет сомнительных игроков. Например, в Москве, по словам стилистов, уже даже не помнят, кто такая Кира Пластинина. 

Самое популярное

Читайте также в разделе Стиль


вверх