«Сердце выставки бьется здесь»: художник Кирилл Бородин о тонкостях работы куратором выставок и будущих творческих проектах

«Сердце выставки бьется здесь»: художник Кирилл Бородин о тонкостях работы куратором выставок и будущих творческих проектах

Искусство — это всегда поиск, эксперимент и диалог. Но за красивыми полотнами и инсталляциями скрывается сложная работа куратора, который должен не только выбрать работы, но и создать единую атмосферу выставки. В интервью «Моментам» Кирилл Бородин поделился своими мыслями о том, с какими трудностями сталкивается при курировании выставок, и рассказал о своих амбициозных планах на будущее.

— На сегодняшний день вы открываете и курируете не первую выставку. Возникали ли какие-то трудности при работе с художниками, чьи картины представлены на ваших арт-площадках?

— Изначально было намного сложнее, потому что у всех художников есть свои причуды, которые было сложно принять. Однако со временем, благодаря другим площадкам, я стал более лояльным к людям. То есть я понимаю, что любой художник перед открытием выставки испытывает переживания, и не всегда получается сохранять ясность мыслей с таким грузом на плечах. Особенно если это первая выставка молодого художника, которая проходит в «Ателье». Он еще не знает, как себя вести, и ему не с чем сравнивать. Я же это понимаю и стараюсь делать выставки так, как хотелось бы, чтобы делали для меня. Как правило, я работаю с художниками, и потом, после окончания выставки, месяца два у нас некая пауза в общении. И уже после этой паузы они мне говорят спасибо. Потому что это осознание приходит не сразу. У меня на выставке была художница, которая только через год написала пост о том, какая классная была выставка, выложила фотографии. В искусстве все измеряется более длинными промежутками времени.

— Как вы считаете, будучи художником, курировать выставки становится сложнее или проще?

— Я считаю, что это все-таки проще, однако часто возникают ситуации, когда становится сложнее оценивать работы других художников, особенно если творчество представлено в разных стилях, например, живопись и скульптура. Из-за этого возникают разногласия по типу «У тебя же совсем другой стиль, ты не понимаешь». Само собой, в таком случае садимся и обсуждаем с художником, почему была выбрана именно эта работа и почему она должна стоять именно в этом месте. Но сам художник не всегда готов это принять, ему кажется, что я его продавливаю, и начинает переживать. Однако в ходе разговоров мы всегда приходим к какому-то общему мнению. Самое простое — это найти минус, особенно когда художник молодой. Самое сложное — это найти плюсы в его искусстве и как-то их вытащить, понять, как их можно представить людям.

— Какие художники могут попасть на ваши выставки, есть ли какие-нибудь критерии отбора?

— Мне скидывают много разных работ. И вообще, все выставки в «Ателье» — это такие выступления экспериментальные. Какая-то необычная техника каждый раз. Бывает, складывается впечатление, что я показываю в основном только андеграундное искусство, но это не так. Важна концепция. Мне интересно показывать таких художников и такие работы которые не факт что покажут другие галереи. Возраст также никак не влияет на отбор участников. Одно из важных условий — это должна быть первая персональная выставка, которая очень важна для художника. Но конечно бывают исключения. Случается, что я показываю авторов у которых совсем нет проблем с выставками. Как получилось с Лизой Нестеровой. Я увидел у нее быстрые скетчи обнаженных женщин, сделанные гуашью. И мне, конечно, захотелось выставить именно их. Так появилась выставка «Гуашевые женщины» которую вряд ли увидели бы, в публичном пространстве.

— А есть у вас картины, которые вы бы не продали ни за что?

— Таких работ достаточно много. Не могу сказать, что они самые лучшие, но для меня они важны. Раньше я дарил их сыну, а потом стал специально подписывать их сзади «Стефан», так его зовут. Это помогает мне удержаться и не продать картину. К примеру, была у меня серия картин «Хрущевка, сталинка, брежневка», которая оказалась очень востребованной. На одной из них них был изображен дом моих родителей, и жёлтая машина у дома, которая означала, что я приехал. Получилось достаточно сентиментально, и конечно продавать её было бы кощунством. В итоге, из всей серии осталась только она. Еще я стараюсь не дарить свои работы, но не потому, что мне жалко, а потому что понимаю, что человек воспринимает их совершенно по-другому. У моих родителей, кстати, тоже нет моих картин, разве что какие-то натюрморты времен моих студенческих лет. Я понимаю, у них другое восприятие, поэтому такой расклад вещей для меня является комфортным.

— Планируются ли у вас какие-то масштабные проекты в ближайшем будущем?

— Сейчас я езжу по объектам связанных с теплоэнэргоснабжением, изучаю эту тему. Цель — написать большую серию. Первый раз в такую «командировку», я ездил прошлой зимой и уже написал часть работ, тогда это был Курган. А совсем недавно я посетил объекты расположенные в городах Тюмень, Тобольск и Тагил, излазил все местные комплексы. Получил доступ в такие места, которых даже нет на карте, и обычному человеку туда никак не попасть. Мощь объектов однозначно впечатляет. Сам проект рассчитан на продолжительный срок. В первую очередь это связано с техническими моментами моей послойной живописной манеры. Сама тема энергетики и теплоснабжения очень важна и интересна, ведь мы все привыкли, что всё это откуда-то берется, но сколько сложных процессов за этим стоит, никто не задумывается. Мне стало интересно запечатлеть эту мощь, какой-то отдельный мир, о котором мы даже никогда не задумывались.

Также, сейчас хожу по Екатеринбургу и пишу с натуры. Это не совсем обычный пленер, а работа над одним из исторических проектов. Пока, правда, не совсем уверен, можно ли о нем рассказывать. Не факт, что это будет выставка, скорее, печатное издание, либо еще что-то. Пока основная задача — прочувствовать и показать симбиоз старого и нового Екатеринбурга.

STENOGRAFFIA высадила творческий десант на улицы Екатеринбурга. Художник из Китая Nut, чей путь начинался в Гуанчжоу, широкими мазками воплощает арт-объект в уральской столице. «Моменты» пообщались с зарубежным гостем об индивидуальном почерке, отношении к российскому стрит-арту и, конечно, подарке для горожан — птицах-секретарях.

Чтобы оставаться в курсе событий даже после блокировки Google, подписывайтесь на Telegram-канал и группу Вконтакте «Моментов». Если вы хотите поделиться новостями с редакцией, сообщите на почту news@momenty.org.