«Успех — если в работах есть политический подтекст». Как глянцевый художник, рисуя китайские подделки, стал самым заметным на Урале

«Успех — если в работах есть политический подтекст». Как глянцевый художник, рисуя китайские подделки, стал самым заметным на Урале

Кирилл Бородин — тихая звезда культурной тусовки, создатель галереи «Гутенберг». В этом году он взял «Собаку», но главное — показал себя Петербургу в музее «Эрарта». Творит он в простой, на первый взгляд, многоэтажке в центре Екатеринбурга. Но на деле дом строился по специальному проекту — на последнем этаже только мастерские художников. Поднимаясь на девятый этаж, художник с гордостью заявляет, что за соседней дверью творил Виталий Волович. «Намоленное» место Бородину досталось от Союза художников — трешка заставлена холстами, мольбертами и, естественно, тюбиками красок. За большими работами и этюдами прячется букет цветов. Художник говорит, что их присутствие помогает вспомнить, как выглядят цвета, ведь зимой на пленере писать как минимум холодно.

Про путь

В академии я был самым слабым в группе, что давало мне мотивацию писать больше. Стал снимать мастерскую вместе с Катей Поеденщиковой. Мы стали работать с галереей современного искусства. Она готовила персональную выставку. А мне выставку никто не предлагал. Это самое тяжелое, когда ты не знаешь, для чего и для кого ты рисуешь. Я ей тогда дико завидовал. В итоге так сложилось, что у нас с ней выставки открылись с разницей в неделю. Мне помогла Марина Дашевская, с которой я познакомился на уральской биеннале. После этого началась осознанная работа сериями, так проще, в голове начал складываться концепт. А в «Эрарту» я попал после выставки уральских художников в Петербурге, где была только одна моя работа.

Про галереи

Для простого человека ты выглядишь статуснее, когда выставляешься в резиденции губернатора. «Эрарта» для них не показатель. Это постоянная проблема, где выставиться, как выставиться, чтобы сохранить репутацию. Но показывать себя нужно постоянно. Борис Салахов (бывший арт-директор ЕГСИ) заметил меня после студенческой выставки в академии.

Сейчас в Екатеринбурге много культурных центров. Но где взять художников, которые там будут выставляться — большой вопрос. Проще привести мастера с громким именем, на которого все пойдут, чем сделать выставку Бородина, потому что аудитории нужно еще объяснить, почему это классно.

Про верность себе

Есть проблема, что после успешной выставки, художник пишет, как конвейер. Некоторые рассуждают, сейчас это идет, буду писать так. Ты постоянно балансируешь между «продаться — не продаться». Но для себя я понял, что по итогу «непродажное» стоит дороже. Просто для этого нужны время и вера в себя.

Сейчас я пишу серию «Парк развлечений». Это своеобразные сюжеты, которые я чувствую, что должен написать. Но я отдаю себе отчет, скорее всего, это только мне и надо. В этом есть определенный кайф: большой формат, шутка над самим собой и юношеский максимализм.

Про «Гутенберг»

«Гутенберг» — это популяризация печатной графики всеми доступными способами. Начали печатать футболки, потом были гадания на гравюре. Во время «Ночи музеев», которая давно превратилась в масштабную пьянку, мы решили стать ее эпицентром. В последнее время нам очень помог Рома Бантик, который привел новую аудиторию. Он пример прокаченного поколения, которое не дает себе поблажку.

Про политику в современном искусстве

В современном искусстве — очень много надуманного. Самое популярное — «левое». Художник успешен сегодня, если его работы имеют политический подтекст. Это любят в московских галереях. На этом проще хайпануть. Плюс — большая вероятность выйти на международный уровень.

Но я не готов учить людей, как нужно жить. Мне хочется показывать свои мысли. Резиновые уточки сорвали аншлаг в Питере. Я их писал еще до известной истории с Навальным. Для меня эти уточки — символ подделок, глобализации и захвата китайцами мира. Но все видят именно политический подтекст. Получается, ты делаешь об одном, а это легко привязать к другому.

Серия картин про резиновых уточек. Они же выставлялись в «Эрарте».Серия картин про резиновых уточек. Они же выставлялись в «Эрарте».

Про деньги

У художников прошлого поколения в 90-е была такая установка, чем выше цену ты поставил на работу, тем проще она продавалась. Я же никогда не задираю прайс, но и продавать ниже определенной цены нельзя, даже когда тебе тяжело. Например, с некоторыми галереями заключен договор на некоторые работы, и цена варьируется ими. Но цена всегда одинакова, что в галерее, что у меня. Это честно по отношению ко всем: самому себе, галеристу и покупателю. Иногда все зависит от того, как легко можно расстаться с работой. В среднем ценовой разбег от 1000 до 3000 евро.