«Двумя ведрами краски сделает интересный интерьер». Владельцы модных проектов бьются за внимание уральского дизайнера

«Двумя ведрами краски сделает интересный интерьер». Владельцы модных проектов бьются за внимание уральского дизайнера

К дизайнеру из Екатеринбурга Ирине Потаповой, той самой, что подарила городу знаменитые светильники-пауки, поселившиеся в бистро «Замес», сегодня выстраивается очередь из заказчиков. Семейная пара из Польши обратилась за проектом пространства пекарни, а их коллеги из Ижевска и Крыма доверяют Ирине дизайн своих кофеен. Уральский дизайнер рассказала, как ей удалось добиться внимания самых притязательных владельцев заведений.

Свой первый значимый для города дизайн-проект Ирина Потапова воплотила в рамках госзаказа — офиса «уральского Пентагона» (здание «НПО автоматики» — прим.ред.). Двухлетний опыт проекта — борьба с системой «совка» и небольшой госбюджет — сформировал основные принципы работы дизайнера, которая стала называть себя ЗАВОД 11. Затем был неудачный опыт проекта кафе — заказчик никогда не занимался сферой общественного питания и закрыл бизнес спустя три месяца.

«Первое время я пыталась продвигать это место, потому что жалко было потраченных сил, но ничего не вышло, зато появился опыт, как делать не надо — рассказывает „Моментам“ Ирина. — Теперь я работаю с людьми, у которых есть концепция места, которые делают не только бизнес, но вкладывают душу в проект, кайфуют от своего продукта, знают четко, каким путем пойдут».

Так вышло с бистро «Замес». Ирину привлек к проекту шеф-повар Шакир Юлдашев. Он вместе с Владимиром Олькиницким, еще одним «бунтарем уральской кухни», решил сделать альтернативу киоскам с шаурмой — качественную кухню с меню из пельменей в современной и быстрой подаче.

«После демонтажа в историческом здании „Дома писателя“ на Пушкина ожидали увидеть красивую лепнину. По факту же оказался сарай. Пришлось все на ходу менять и делать капитальный ремонт. Сроки были дикие, со светильниками не успевали, а у меня было изготовлено три паука, сваренные из металла в гараже с папой. Повесили на период открытия, а потом оказалось, что они нравятся гостям, так что пришлось отдать их „Замесу“ по бартеру за годовой сертификат пельменей», — смеясь, вспоминает Ирина.

Проект кофейни Duo изначально разрабатывал дизайнер, сделавший интерьеры многим ресторанам города. Однако реализаций этого заведения он заняться не смог, поэтому владелец кофейни предложил Ирине либо доработать проект, либо предложить свой. Дизайнер все поменяла, сделала акцент на круглых формах, которые задают логотип заведения и архитектурные формы здания, и сформировала открытое, чистое пространство.

Дальше еще одна известная кофейня — Pulse. Собственница сама вышла на дизайнера и полностью доверилась ее вкусу.

«У меня на тот момент была готовая концепция, которую я разрабатывала для точки кофе в модельном агентстве. Что-то вроде места, где собираются Барби — такое кукольное, мягкое, приятное пространство. Реализовать идею не удалось, поэтому решила поделиться ею с новым заказчиком. Хозяйка заведения проект оценила, так в городе появилось необычное пространство кондитерской-кофейни, немного похожее на съемочную площадку», — рассказывает Ирина.

Дизайнер признается, что вдохновляется мировыми проектами, переосмысливает направление Баухаус, преобладавшее в 1930-х годах и отличающееся простотой форм, к которой так стремится сама Ирина.

«Хочется делать что-то новое и своими ресурсами. Это лучше, чем просто расставлять дизайнерскую мебель и закатывать дорогими материалами стены. Мне очень помогает импровизация, например, в том же „Замесе“ мы сделали перегородку из сантехнической трубы. Я за функциональность и естественность, а какая-то фишка родится сама, не надо копировать ее у кого-то», — утверждает Ирина Потапова.

За эти любовь и стремление к простым формам работу дизайнера стали ассоциировать с бюджетными проектами.

«Один заказчик даже сказал, что ему посоветовали меня как дизайнера, который двумя ведрами краски может сделать интересный интерьер. Я тогда подумала, ничего себе репутация, — смеется. — Да, я не комплектую мебель из Италии, не захожу в „Архитектор“, но ставлю адекватную цену за проект, которая оправдывает мою работу. Качество при этом остается важным элементом, хоть и материалы люблю использовать простые. Дизайн — это не продажа, а творчество, функционализм и эргономика».

В принципы Завода 11 входит использование простых, иногда подручных, материалов для создания новых концепций, главное — не повторяться и не делать чисто коммерческий интерьер, под которым она понимает ремонт из дорогих материалов. Говорит, такими проектами сейчас заполнен российский рынок.

«Ниша дизайна отработана как потребительская. Дизайнер в России — это продажник, комплектовщик товаров из Европы или Китая. В таких проектах хочется повесить ценник на каждый предмет в пространстве, — рассуждает Потапова. — Конструктивизм поставил точку в развитии дизайна в России, больше ничего нового мы не сделали. Сейчас выгодно продавать, строить коммерческую недвижимость, наполнять ее дорогими материалами и предметами. Большинство дизайнеров в России так делают. У нас такой менталитет — надо показать, что мы не хуже других, скрыть провинциальные комплексы за дорогой „одеждой“ для стен. Пытаемся сделать Париж в убогих новостройках или бизнес-центрах».

По словам Ирины, сегодня мы вступаем в эпоху нового поколения дизайнеров, которые мечтают создавать, а не продавать. Они восхищаются конструктивизмом, перерабатывают прошлый опыт и создают независимые от поставщиков проекты.

«Формируются целые производства не копирайта „европейского дизайна“, а моделей со своей линейкой. Такие есть в Питере — Delo Design или в Москве — Archpole. Роль нового поколения — очистить пространства. И я вижу свою миссию в преобразовании интерьеров с помощью простого, используя свои ресурсы, сохраняя вековые ценности искусство, добавляя иконы стиля. Когда в чистом пространстве захочется подумать о высоком и добавить не постер и свой портрет, а оригинал Пикассо или современную живопись», — признается Ирина.

По ее мнению, сегодня ни в дизайне, ни в искусстве нет профессионалов. Мир слишком быстро меняется. Надо просто экспериментировать, стараться создать новое, а главное ощущать свободу, которой нам так не хватает.