Дизайнерам не хватает покровителей для модной революции на Урале

null
Фото: Александр Мамаев

Уральские дизайнеры, которые могли бы устроить в городе модную революцию в эпоху смерти люкса и наскучившей Zara, отказываются развивать индустрию моды на Урале. Почему они так пассивны на фоне московских коллег, покоряющих мировые подиумы, и что мешает занять выгодную нишу.

Молодые дизайнеры из Москвы готовятся к Неделе моды в Париже, которая пройдет этой осенью. Подают заявки, надеются на контракты и связи, рассказывают, что их поддерживают в Московском экспортном центре при Департаменте предпринимательства и инновационного развития города. У наших дизайнеров есть свой Департамент моды, созданный много лет назад, и свои организаторы «Недель моды», однако все это не приносит должного результата.

«Дизайнеры в Екатеринбурге весьма пассивны, они не стремятся объединяться и продвигать общее дело, хотя это было бы интересно. Каждый презентует себя сам — на дизайнерских маркетах или в Instagram», — рассказывает «Моментам» владелица собственного бренда одежды Анна Мамаева.

Выпускники УрГАХУ могли бы побороться за мировые подиумы, но предпочитают Instagram
Фото: Марина Молдавская

Выход на подиум позволяет потешить эго, но не приносит реальных продаж, при том, что траты на участие в Неделях моды существенные. В Екатеринбурге взнос обходится в 25 000 рублей, а в Москве — от 350 000 рублей. Говорят, когда в Высшую школу имиджа и стиля на Урале приезжал международный эксперт, занимающийся поиском новых лиц для подиумов, предлагал поучаствовать в показах в Милане за 20 000 евро.

Дизайнеры не готовы платить за подобного рода продвижение, тем более что качество ивентов с каждым годом ухудшается. Источник в модных кругах, попросивший не указывать его имя, рассказывает «Моментам», что лет 10 назад, спонсоры могли выделять на проведение Неделей моды по 400 000 рублей, но когда наступил кризис, вложений не стало, а на подиум стали выходить те бренды, которые могли платить за участие.

Сегодня большинство дизайнеров уходят в Instagram и работают на узкую аудиторию. Амбиций по захвату рынка нет, достаточно продать свой проект здесь и сейчас.

«Возможно, многие дизайнеры не хотят выдвигаться на Недели моды или как-то конкурировать с масс-маркетом, оставаясь некой андеграунд-маркой, сохраняя какую-то свою целостность или идею, — рассуждает основатель бренда Unique Андрей Аллегров. По его словам, к культуре моды и дизайна в России много вопросов. Все конкурсы и мероприятия, в основном, очень консервативны, это может помешать прогрессивным дизайнерам двигаться дальше.

Дизайнер Дмитрий Шишкин известен в городе, но в последнее время по части спортивной одежды
Фото: Дарья Попова

Основатель бренда шапок Сoompol и дизайнер Лариса Одинцова говорит, что из УрГАХУ выпускается много дизайнеров одежды, но большинство из них идут заниматься графическим дизайном.

«Я сама много раз задумывалась над тем, чтобы создать собственную коллекцию одежды, но это скорее для самовыражения. Не вижу смысла вкладывать деньги в производство дизайнерской линии, которое не смогу окупить, — признается „Моментам“ Лариса Одинцова. — Когда говоришь о дизайне, люди хотят носить вещь в одном-двух экземплярах, а это индивидуальная работа, которая очень затратна по времени и деньгам. Представляете сколько будет стоить шапка, которую я буду создавать вручную сутки? Шапки, которые мы выпускаем, сейчас продаются хорошо. Мы работаем с такими площадками как Lamoda и Wildberries, заключаем договор с Ozon, получается конкурировать с масс-маркетом».

Сами люди не готовы вкладываться в дизайнерские вещи, поэтому многие выбирают простой путь — делают футболки и свитшоты с печатью, но это не дизайн, утверждают эксперты. Герои светской хроники говорят, что с удовольствием бы покупали местных дизайнеров, если бы они научились отшивать качественные вещи.

«Объективно, большинство предложений сделано из дешевых тканей, пару раз надел и уже в катышках, при этом ценники неоправданно завышены», — рассуждает одна из светских дам, которая периодически заглядывает в Bolshoy и попросившая не указывать ее имя.

В рынок молодых дизайнеров никто не инвестирует
Фото: Марина Молдавская

Но чтобы делать качественные вещи для массового потребителя, необходимы собственные производства и высокий уровень легкой промышленности. Урал не может похвастать ни тем, ни другим. Говорят, что Минпромторг уже задумался над тем, чтобы развивать производства местных тканей, но для этого потребуется время. Лариса Одинцова добавляет, что пока уральцам проще купить вещь на распродаже в масс-маркете, чем уникальный свитер по себестоимости в 1000 рублей.

«Не дизайнеры себя не любят, а их потенциальные клиенты. За рубежом наши ребята делают успешную карьеру. К примеру, в 2003 году на конкурсе „Маленькая мисс Екатеринбург“ победила Сира Аванесова, после девочка призналась на камеру, что пришла, чтобы получить опыт дизайнера. Со временем она окончила УрГАХУ, поступила в частную итальянскую школу моды и дизайна Марангони, открыла в Милане свой бренд Sira Milano, а сейчас продолжает свою карьеру в Лондоне, в одном их крупнейших мировых домов моды. Но здесь ее никто не знает, клиенты гонятся за марками», — рассуждает организатор Art Platform Fashion Week Елена Богданова.

Среди громких имен дизайнеров в Екатеринбурге тусовка сразу же вспоминает Дмитрия Шишкина, который в последнее время активно сотрудничает с Минпромторгом и отшивает частные заказы местных олигархов. Потребители дизайнерских вещей говорят: «По-хорошему при каждом творце должен быть кошелек», добавляя, что на практике он есть далеко не при всех.

Организаторам не хватает площадок для модных ивентов, а тусовке — качества тканей в вещах дизайнеров
Фото: Марина Молдавская

Студенты УрГАХУ выходят из вуза с хорошей творческой базой, но они совершенно не заточены на ведение бизнеса, не знают, как себя продвигать, утверждает Елена Богданова, которая уже лет семь пытается развивать рынок местных дизайнеров. Она отправляет уральцев на Недели моды в Москве, которые осваивают новое направление Street Fashion Podium. Весной там побывал Анатолий Пушкарев и бренд «Так так».

«Коллаборироваться сегодня нужно не между собой, когда сделали совместную коллекцию, результат получили и потом эту славу поделить не могут, а с менеджерами», — добавляет Елена Богданова.

Пассивность уральских дизайнеров эксперт связывает не только с отсутствием инвестиций, но и со страхом конкуренции.

«Им важно не просто сшить вещь, но и продать ее. Поэтому проще выпустить коллекцию и собрать свою клиентуру в каком-то небольшом зале с фуршетом, где гости все быстренько скупят, — рассуждает Елена Богданова. — Если же выставить всех дизайнеров на одной площадке, есть риск, что они заинтересуются другими проектами. Никто не хочет делиться клиентами, каждый охраняет свою наработанную базу, чтобы выжить».