Уральские бизнесмены поддержали инициативу о запрете кальянов в ресторанах, с которой на днях выступил председатель комитета Совета Федерации по бюджету Сергей Рябухин. Говорят, что это неуважение к гостям — смешивать высокую гастрономию и курение, и если правительство примет решение не в пользу кальяна, противиться не станут.
Отметим, что вопрос о запрете кальянов в ресторанах обсуждается не первый год. Одним из последних с подобной инициативой выступал уральский депутат в Госдуме Александр Петров. Вслед за ним, по данным журнала «Сноб», навести порядок в ресторанах вознамерился сенатор Рябухин, собирается приравнять кальянный табак и курительные смеси к сигаретам. Вопрос хотят обсудить до 31 мая вместе с руководителями Федеральной таможенной службы, Минфина, Минпромторга, Федеральной налоговой службы и Минсельхоза.
Для ресторанов с кальянными картами это серьезные потери. Кальянный барон Екатеринбурга Владимир Герасимов говорит, что в случае принятия закона заведения города могут терять от 200 000 до 2 000 000 рублей прибыли в месяц. Как оказалось, боятся этого далеко не все. Ресторатор Валентин Кузякин принципиально отказывается от кальянов в своих ресторанах, такой же политики придерживаются в Cibo. Тут рассказывают, что гастрономия и ароматы табака несовместимы: «Мы все же больше про еду». Даже Олег Ананьев, в чьих заведениях можно найти кальяны, признался «Моментам», что двумя руками «за» инициативу.

«У меня у самого силы воли не хватает отказаться, но если бы правительство запретило всем курить кальяны в ресторанах, я бы был доволен. Заведения становятся заложниками экономической ситуации. Если отказываешься от кальянов, значит, отказываешься от денег, ведь сегодня все перешли на эту модную тему. Если я один введу запрет, люди будут ходить в другие места, — рассуждает Олег Ананьев. — С одной стороны, бизнес можно понять, но с другой, кальян никак не соседствует с гастрономией. Для тех, кто не курит, это определенный дискомфорт и ущемление прав. К примеру, в ресторане „Ребра“, который я сейчас открываю, будет написано, что это место без кальянов. На веранде — пожалуйста, но в закрытом помещении никакого курения».
Владельцы заведений считают, что каждый ресторатор вправе сам выбирать ресторанную концепцию и решать, нужны ли ему кальяны. Основатель Muru Coffee Виктор Новиков, который из формата бара перешел в более спокойный дневной формат кофейни, в этом вопросе занял позицию «против». Говорит, что там где есть еда, кальянов быть не должно.
«Есть досуговые места вроде баров и кальянных, там пожалуйста, но повышать за счет кальянов рентабильность кафе или ресторанов — это глупо и примитивно», — рассуждает Новиков.
Люди, которые работают с кальянами говорят, что рынок сам решит, что эффективно, а что нет. «Видимо, сенатор не знает или забыла, сколько денег идет в бюджет с акцизов на табак, продаваемый в ресторанах», — говорит эксперт рынка, пожелавший остаться неизвестным.

Хорошо осведомленный источник, известный в узких кругах, добавляет, что сегодня нет смысла запрещать то, что по факту уже находится под запретом. Напомним, от кальянов общепит избавили еще в 2013 году вместе с приемом поправок в закон об охране здоровья граждан от воздействия табака. На замену пришли бестабачные курительные смеси.
«Однако вы спросите, что на деле курят ваши друзья в заведениях, — говорит источник. — Санкций нет сейчас, кто сказал, что они появятся потом? В идеале должна быть отдельная служба со штатом сотрудников, которые только и будут что ходить по ресторанам и проверять, есть ли там кальяны. Практика доказала, что существующие службы с этим не справляются. Тот же ОБЭП, который сейчас наведывается в заведения, делает это редко и в малом объеме. Этого недостаточно, чтобы контролировать ситуацию. Скорее всего, примут закон, который останется только на бумаге».
Заведения, зарабатывающие на кальянах, говорят, что «государство не станет откусывать себе хвост». Не для того оно тратило деньги на введение табачного ЕГАИС (обязательной маркировки табачных изделий — прим.ред.), чтобы потом ограничивать его реализацию исключительного магазинами. Считают, что вопрос о кальянах — очередная пустая шумиха, не более того.
