Дневник ММКФ. Иранская строгость нравов против геев из Европы

27 июня 2016, 10:56

На Московском кинофестивале показали семейную драму «Дочь» от фаворита — гостя из Ирана Резы Миркарими, трижды номинанта «Оскара» и обладателя Золотого святого Георгия («Проще простого», 2008). «Я люблю фильмы с простыми историями, за сюжетом которых — ряд важных значений. Это кино — об отсутствии полного и глубокого понимания», — пояснил после премьеры Реза Миркарими.


Дневник ММКФ. Иранская строгость нравов против геев из Европы

«Я обычный парень из маленького городка, — начинает рассказ школьник Фил. — Разве что, чуть голубее остальных…»

По сюжету девушка Сетарех бросает вызов «традиционным ценностям», впервые выступая против воли отца. Помолвке сестры она предпочитает прощание с подругой, уезжающей в Канаду, для чего летит в Тегеран. Взбешенный отец отправляется в погоню…

Зритель видит, что Иран, несмотря на «давление несправедливых санкций», может и хочет жить хорошо. Фото:  ММКФ

«Дочь» — одновременно простое и большое кино. С высоты полета вертолета мы увидим индустриальные пейзажи города Абадана, на длинной панораме заглянем в цеха нефтеперабатывающего завода. Оператор порадует гонками юных бунтарок по тегеранским шоссе, покажет палящее солнце, пыльную бурю и снегопад, пригласит на экскурсию по столичному рынку и научит чистить морского ерша для вкусного кебаба… Это не туристическая открытка, снимать так было бы пошловато. Авторы просто показывают Иран таким, каким его знают и любят, утоляя информационный голод международного зрителя. Зритель видит, что эта страна, несмотря на «давление несправедливых санкций», может и хочет жить хорошо. Хотя, нерешенных вопросов тут немало.

Например, избыточная патриархальность, ограниченность женщин в правах и свободах. «Большая часть иранских фильмов — о женских проблемах. Последнее десятилетие женщины активны в жизни общества, но обделены его вниманием. Иранский кинематограф пытается восстановить равновесие», — рассказал Реза Миркарими и подчеркнул, что его кино не «экспортное», «Дочь» с успехом идет в иранских кинотеатрах. 

Не обошлось без темы войны. «Абадан расположен на юге Ирана, — рассказал режиссер. — Эти места сильно пострадали во время войны с Ираком. Небольшие намеки в фильме указывают на то, что трудности страны, имеют корни в военном и довоенном прошлом. В каком-то смысле это прошлое объясняет строгость отца главной героини». На вопрос о «тоталитарности» в Иране Миркарими заявил, что свободы стало больше: «Был период, когда действовала некая тотальная управляющая сила. Но это время прошло».

Режиссер Реза Миркарими трижды номинанировался на «Оскар».  Фильм «Дочь» стала решительной заявкой на Гран-при московского фестиваля.  Фото: ММКФ

Показали на ММКФ и еще один сильный фильм про семью из категории «18+». «Я обычный парень из маленького городка, — начинает рассказ школьник Фил. — Разве что, чуть голубее остальных…» Да, главный герой фильма Якоба М. Эрвы «Центр моего мира» (Германия, Австрия) — несовершеннолетний гей. Фил платонически дружит с девочкой и по-взрослому влюбляется в одноклассника Николаса.

Конфликтов вокруг секс-ориентации не происходит, режиссер просто показывает первую любовь. Настоящим «центром мира» и источником проблем для Фила становится семья. Мы видим драму взросления, рассказанную со свойственными юности перепадами настроения, авантюризмом и драйвом.

Режиссер фильма «Центр моего мира» Якоб М. Эрва. Фото: Антон Белицкий

«Центр моего мира», родственен многим арт-мейнстримным фильмам об окончании детства, но вторичным его не назовешь. Якоба М. Эрва успешно поработал над ошибками. В 2007 году он снял дебют «Благополучный мир» — фильм о школьниках-бунтарях и не самых внимательных родителях беззастенчиво копировал работы Ларри Кларка («Детки», «Кен парк», «Ну чё, рокеры?!») и хит «Сука-любовь» Алехандро Иньярриту. Но в этом году режиссер доказал, что является ярким самостоятельным автором. 

«Благополучный мир» уже делал легкие гомосексуальные намеки. На этот раз на экране настоящая гей-эротика. «Кто повлиял на ваше воспитание? Кто были ваши родители?» — спросила не без намека на эксцессы «политики толерантности» представительница издания «Христианская пресса». Зал взорвался от смеха сразу, режиссер — после перевода. Но ответил Якоб М. Эрва серьезно: «Родители воспитали меня как думающего, читающего человека». И уточнил, что фильм снят по германскому бестселлеру 1998 года.

Настоящим «центром мира» и источником проблем для Фила — героя фильма «Центр моего мира» становится семья. Фото: ММКФ

Журналисты напомнили о российских сложностях с темой гомосексуальности. «Поэтому важно было показать фильм здесь, — ответил Якоб М. Эрва, подчеркнув, что снимал не культовый продукт для гей-трекеров, а семейное кино. — У нас провели исследование, показавшее, что фильм интересен женщинам и гомосексуальной публике. Но я хочу, чтобы его смотрели семьями». Тут же режиссер сделал опасный ход, заявив, что исполнители ролей Николаса и Фила в начале работы над фильмом были 17-летними. Не исключено, что эта деталь сыграет против «Центра моего мира» при обсуждении возможности проката в РФ. 

Самое популярное

Вам будет интересно

Читайте также в разделе Афиша


вверх