«Меня не поймут, если моя дочь будет официантом». Уральские бизнесмены запрещают своим детям выходить на работу
Уральские бизнесмены все чаще запрещают своим детям подрабатывать во время обучения в вузе. Все финансовые заботы отпрысков люди с доходом выше среднего берут на себя, требуя от них только хороших оценок.
«Моменты» публикуют монологи трех студентов, которым нельзя зарабатывать самостоятельно.
•••
Катя, 20 лет. На карманные расходы родители выдают 50 000 рублей в месяц.
Тема трудоустройства — табу в моей семье.
Первые попытки заработать на карманные расходы я предпринимала в 16 лет. До этого единственные деньги, которые я получала — 100 рублей на проезд до репетиторов. Тогда все мои одноклассники раздавали листовки, у них было хоть и призрачное, но ощущение независимости. Мне тоже хотелось. Но родители приняли эту новость без энтузиазма, говорили: «Сейчас лето, отдыхай, пока есть возможность». На семейном совете решили выделять мне по 5 тысяч в месяц, спустишь за день — твои проблемы, ходи пешком.
Для шестнадцатилетнего подростка это было целым состоянием, большую часть я откладывала. Когда пришло время поступать в университет, я уехала из родного города. Естественно, думала, что хотя бы первое время родители продолжат меня содержать. Интересно было, на сколько умножатся те 5 тысяч, которые я получала раньше. Умножились они в 10 раз.
Я просто не знала, на что можно потратить такие деньги, ведь мне не нужно было снимать квартиру, только оплачивать жкх. «Это чуть выше средней зарплаты в регионе, мы так рассчитывали», — аргументировали родители.
Избавиться от родительских денег хотелось как можно скорее, просто стыдно брать такие суммы в 18 лет. Я готова была жить и на 10 тысяч, но заработанных честным трудом. Но от папы я слышала только фразы: «Ты сейчас пойдешь работать, а учиться кто будет?», «Моя дочь не будет работать в общепите», «Если кто-то узнает, что ты курьер, меня не поймут». Обсуждалось это в жесткой и деспотичной форме, пришлось подчиниться.
Фраза «Если моя дочь… меня не поймут» относится ко многому: парню, профессии, городу для жизни. Приходится бунтовать в рамках разумного.
Сейчас я тайно работаю по специальности, об этом знают только друзья. Я считаю это правильным, но папе приходится врать.
Аня, 19 лет. На карманные расходы родители выдают 40 000 рублей в месяц.
Когда я училась в школе, деньги мне давали неохотно. Постоянно спрашивали, на что они будут потрачены, почему именно такая сумма. Поэтому я с нетерпением ждала выпускного и переезда в Екатеринбург, где никто не будет контролировать мои расходы.
У родителей было два условия: как минимум год я должна прожить в общежитии и активно учиться, а не работать. Первое должно было стать школой жизни, а второе — логично, ведь образование стоит очень дорого. Заплатить полмиллиона и отчислиться из-за заработка в 15 тысяч — глупо.
Новость о том, что я проживу год в комнате с четырьмя людьми, не слишком огорчила. У меня было стереотипное представление, что общага — это неотъемлемая часть веселого студенчества.
Веселье оказалось адом. После просторного дома сложно адаптироваться даже к квартире, а здесь у тебя только угол метр на три — стол и кровать. Через год мне разрешили съехать, сейчас я снимаю квартиру почти в центре. Она «съедает» 22 тысячи с коммуналкой. Но те нервы, которые я потратила за прошлый год, уже не восстановить.
Родители говорят, что финансы — их проблема, мне не стоит на этом концентрироваться. Фиксированного бюджета у меня нет: когда заканчиваются деньги, мне переводят. В неделю я трачу плюс/минус 3-3,5 тысячи. Это на еду и минимальные развлечения. Одежда считается отдельно.
Мысли о трудоустройте периодически приходят. После выпуска ты никому не нужен без опыта работы. Этот вопрос можно попробовать урегулировать с родителями. Но я никогда не пойду работать в общепите или в кол-центр. Это не зашквар, просто не мое.
Мне было бы интересно участвовать в разных проектах, но ничего стоящего пока не видела. Да и расписание у нас такое, что даже на неполный рабочий день устроиться нереально. Есть вариант развиваться в плане портретной фотографии и брать за съемки гонорары, но я не назвала бы это Работой.
Я считаю, что в порядке вещей брать у родителей деньги. Это дает возможность почувствовать свободу от офиса и необходимости выживать самостоятельно. Но все же, когда я звоню с просьбой скинуть мне несколько тысяч, становится неловко.
Олег, 21 год. На карманные расходы родители выдают 37 000 рублей в месяц.
Еще в школе я знал, что продолжу семейную династию. От качества моего образования зависит жизнь других людей (нет, я не будущий врач). О выходе на подработку не может быть и речи. Я учусь — точка. Зубрежка и домашние задания отнимают 100% времени в будни и не намного меньше в выходные. Если я сейчас начну зарабатывать, я не буду спать.
До вуза мне по необходимости давали деньги на карманные расходы. Не вспомню, сколько точно, но шиковать не давали.
Через полгода после поступления родители подарили BMW. Покупка машины — не только подарок, но и необходимость, ведь мы живем за городом. Добираться на общественном транспорте можно, но это отнимает много времени, которое для меня ценно.
В месяц я получаю от родителей строго 7 тысяч на бензин и 30 тысяч на карманные расходы. На эту сумму обслуживаю себя полностью. Мне не покупают одежду, не ремонтируют машину и не помогают в форс-мажорных обстоятельствах. Мои траты всегда рациональны, ничего лишнего. Золотых пуговиц не покупаю, не оставляю десятки тысяч в барах. Даже с девушкой делим счета пополам.
Полученные деньги я инвестирую в себя. Больше всего уходит на репетитора по английскому, мы занимаемся индивидуально, когда мне удобно. Еще одна важная статья расходов — книги. Если к концу месяца у меня остается некая сумма, откладываю ее на путешествия.
Это нормально - оставаться на попечении у родителей. В моем случае точно. Работать по профессии я не могу до получения диплома, а идти официантом мне неинтересно и стремно.
«Полученные деньги я инвестирую в себя». Фото: Владимир Жабриков
«Если студент ходит на пары и работает, у него создается ложное впечатление, что он в плюсе. На деле университет отнимает гораздо больше. Приоритет отдаётся учебникам», — пояснила «Моментам» психолог Рамиля Аксенова.
Обеспеченные бизнесмены стремятся отговорить своих чад от низкоквалифицированной работы. Зачем тратить время за кассой в «Макдональдсе», если всем необходимым тебя обеспечат «золотые» родители. Трать время на учебу. Совсем другая ситуация, когда уже достаточно зрелое дитя не хочет расставлять приоритеты. Он и не работает, и не погружен в учебу, потому что его обеспечивают родители сейчас и продолжат это делать в будущем. В этом случае ограждать от любой работы и самостоятельного получения финансов — абсурдно, — предупреждает психолог.