Что делать с Репиным и Ван Гогом? Гуру современного искусства запутались в понятиях минкульта

21 июля 2017, 14:39

«Минкульт явно пытается „переписать мировую историю“. Мало того, что ничего не понимают, так еще и рассылают этот бред в музеи. Доколе?!» — написал на свеой странице в фейсбуке директор «Гаража» Антон Белов. Негодование людей, которые занимаются современным искусством, вызвал призыв заместителя министра культуры Владимира Аристархова не путать понятия «современного» и «актуального» искусства.

Автор инициативы считает, что современное искусство — искусство, созданное современниками вне зависимости от формы. А актуальное искусство имеет существенное значение в современную эпоху, вне зависимости от времени создания. Оба определения имеют явное отношение к государственной политике в сфере культуры, а вовсе не к теории и истории искусства.

«Моменты» вместе с главные идеологами современного искусства на Урале решили разбораться, что теперь считать современным искусством в Екатеринбурге.

Выставки «Школа: история одного здания». ГЦСИ. Фото: Анна Майорова

По мнению главы региональной дирекции ГЦСИ-РОСИЗО Алисы Прудниковой, разделять понятия «современного» и «актуального» не совсем целесообразно, несмотря на то, что в английском языке понятия modern и contemporary все же обозначают разное. Ведь актуальным искусством, аналогом которого является слово contemporary (искусство, созданное после 60-х годов) являются и работы современников, которые согласно позиции минкульта, попадают под понятие «современного». А, по мнению Аристархова, актуальным может быть и Рубенс, и Ван Гог, и Репин.

Уточнение определений современного искусства вероятнее всего, должно вывести критерии, по котороым галереи и музеи будут принимать коллекции в свои выставочные пространства. Арт-директор галереи современного искусства Елена Шипицына выразила опасение, что подобные инициативы могут исключить Россию из общемирового культурного контекста. «Термины, предложенные министерством культуры, не соответствуют общепринятым в профессиональном сообществе галеристов и искусствоведов. Большинство специалистов придерживается точки зрения, что современное искусство начало зарождаться в начале 20 века и окончательно сформировалось после Второй мировой войны. Актуальное искусство, возникло позже и является частью современного», — заявила она.

 Выставка в галерее Ельцин Центра «Нонконформизм как точка отсчета». Фото: Анна Майорова

Еще один городской эксперт по искусству, любимая городским бомондом Марина Альвитр, выставляет в своей галерее в основном современных художников: Александра Баженова, Сергея Акрамова и Александра Дашевского. Но и она считает, что термин «современное искусство», который предлагает Минкульт, неточен. Ведь актуальным может быть и искусство, созданное несколько веков назад. «А пейзаж, даже написанный нашим современником, может не поднимать тех проблем, которые сегодня волнуют общество», − отметила Марина Альвитр.

Директор галереи Ельцин Центра Илья Шипиловских, хоть и не до конца уверен в предложенном термине современного, но уверяет, что Ельцин Центр «точно про актуальное искусство. Но хорошо уже то, что министерство культуры понимает, что авторы, которые создавали свои работы несколько веков назад, тоже могут быть актуальными».

Алиса Прудникова подытожила, что за инициативой министерства, вероятно, скрывается обида художников, которые работают в традиционных жанрах и техниках, из-за чего их творчество нельзя назвать современным искусством. Хотя гораздо важнее, в каком концептуальном поле работает мастер.

Самое популярное

Читайте также в разделе Город


вверх