Полезный путеводитель биеннале на 1 и 3 часа: практичный маршрут для тех, кто хочет заглянуть на выставку после работы
Стоит сразу оговориться: потратить один час на всю индустриальную выставку невозможно, но посмотреть основное — вполне реально. Для начала удостоверьтесь, нет ли там в данный момент экскурсий, ближайшие пройдут 14—17 сентября бесплатно. И, если вам все-таки не повезло, не отчаивайтесь, берите наш путеводитель и знакомьтесь с современным искусством самостоятельно.
Фото: Александр Мамаев
1 час на биеннале
На самом деле, экскурсия начинается уже около здания Уральского приборостроительного завода на Горького, 17— достаточно поднять голову вверх, чтобы увидеть первый арт-объект. На крыше завода появилась надпись: «Кто мы, откуда, куда мы идем?», которую создал уличный художник Тимофей Радя.
Фото: Владимир Жабриков
Внутри поворачивайте направо, как только пройдете сувенирную лавку, окажетесь на основной площадке, с нее и стоит начать. Честно признаться, даже для ее обхода одного часа не хватит, но захватить ключевые проекты удастся.
Тратить время на видео в этом маршруте нежелательно, потому что это надолго. Но пройти мимо короткого фильма «Выход рабочих с фабрики» братьев Люмьер невозможно — это первое, что вы увидите. К тому же его появление здесь неслучайно. По задумке куратора биеннале Жоана Рибаса прошлое и настоящее соединяется в этом месте: рабочие выходят с завода, а мы в него заходим.
Тема труда продолжается в ярко-красном объекте группы ЖКП — из подручных материалов они соорудили слово «Работа» в человеческий рост. В следующем помещении ваш взгляд точно остановится на больших деревянных фигурах Роберта Морриса (Тело\ пространство \движение\вещи), внутри которых можно побывать. Также нельзя не заметить комнату, в которой вместо двери — разноцветная мишура. Там показывают кадры с рынка, где продают игрушки. Это работа Мики Роттенберг «Минус Иу».
Фото: Александр Мамаев
Если пройдете прямо, то наткнетесь на настоящую теплицу от группы «Лаборатория городской фауны». Их «Сауна» как нельзя лучше демонстрирует взаимодействие природы и современных технологий — тему, которая красной нитью проходит по всей биеннале. Здесь же можно погулять по хрущевкам — повсюду стоят пустые постройки Александры Паперно, проект «Об устройстве сна шестой пятилетки».
Далее можно подняться на второй этаж. Так как практически весь он заполнен видеоинсталляциями, можно сразу пройти налево вглубь коридора и посмотреть на проект «неуловимого» творческого объединения «Куда бегут собаки?», работы которого всегда вызывают резонанс (к слову, эта уральская группа — одна из немногих, кто выставлялся в московском «Гараже»). Художники затрагивают Конституцию РФ с помощью утюгов — они заполнили всю комнату своим проектом, который так и называется «Испарение конституции РФ».
Фото: Александр Мамаев
Вернувшись обратно, обратите внимание на святящуюся пирамиду, она стоит в так называемой «Комнате желаний». Автор этого проекта — Людмила Калиниченко заметила одну особенность: потребности людей интернет-пространства похожи. Пространство выглядит очень броско благодаря специальным цветным «обоям», которые и олицетворяют общие мечтания.
На третий этаж вас поманит голос. Правда, вряд ли вы разберете текст, ведь говорит он на выдуманном языке. Это работа работа Курта Швиттерса «Урсоната». Задержитесь на несколько минут, чтобы посмотреть на яркие объекты на стене, которые и исследуют речь, а потом отправляйтесь в комнату страхов. Проект Александра Образумова так и называется: «Боюсь». В темном помещении собраны все суеверия, о которых догадываешься не с самого начала. Вот стоит зеркало, с которого упала занавеска, вот на стене красуется цифра 13 и висит следящая видеокамера.
Фото: Александр Мамаев
С основной программой с учетом одного часа свободного времени на этом все. Ну и у нас остается пара минут, чтобы побывать на программе арт-резиденций. Здесь посмотрите три объекта: «Сплавни» Нины Бисяриной — это такой таинственный плавающий остров, звуковую инсталляцию Руди Дессельер с медными пластинами About the heaviest wave — ее фишка в том, что если человек проходит мимо, то они начинают издавать звуки, даже музыку, а также зайдите внутрь тканевого близнеца Каслинского павильона — с потолка спускаются белые нити, этот объект по форме повторяет знаменитый шедевр мирового искусства. Над проектом «Белый павильон» работала Женя Мачнева.
Фото: Александр Мамаев
3 часа на биеннале
Расслабьтесь и приготовьтесь к полному погружению в современное искусство. К тому, что мы уже прошли за час прибавляем новые объекты, которые нельзя оставить без внимания. Кроме просмотра экспозиции у вас хватит времени на вдумчивое прочтение табличек и даже рефлексию.
Начинаем с экскурсии виртуальной—«Миростроение». От администраторской стойки поверните налево и пройдите вглубь цеха питания, там расположился Демидовский завод из Нижнего Тагила. Несмотря на то, что он заключен в очки искусственной реальности, путешествие выглядит довольно реалистично. Сначала вы «полетаете» над самим заводом, а потом попадете во внутрь и погуляете по цехам. Прогулка займет шесть минут.
Фото: Александр Мамаев
Далее отправляемся на основную площадку и не только внимательнее осматриваем объекты, упомянутые выше, но и замечаем другие. Так, на первом этаже заглянем в мастерскую «Кубива», принадлежащую творческой группировке «ЖКП». Ее осмотр займет довольно много времени, так как команда перенесла сюда свою галерею из Нижнего Тагила (зато можно туда не ехать). В соседней комнате можно посмотреть видеопроект Саши Пироговой о разных сферах жизни в танцах.
Фото: Александр Мамаев
Если пройти прямо, то можно попасть в самый настоящий офис. Но это всего лишь фон для основного проекта на экране. Он называется «Стажер». Художник Пилви Такала испытала офисную жизнь на собственном примере.
На втором этаже задержитесь у фильма, в котором рассказывают о том, как изменились наши жесты и движения с появлением разного рода гаджетов. Оказывается, что некоторые движения даже запатентованы крупными компаниями. Напоследок можете постоять у фрески Уго Канойласа «Кошка играет с серпом» с человекоподобными обезьянами и поднимайтесь на этаж выше.
Так как у вас еще достаточно времени, можно задержаться у архива современных зинов — любительских малотиражных независимых изданий, проще говоря, самиздата. Его тут множество. В комнате напротив будет московское метро — правда, на фотографиях Кирилла Преображенского.
Далее готовьтесь попасть в будущее, которое уже наступило. В специальной будке от арт-группы 18 apples есть проект Metabol A.I., благодаря которому вы узнаете, что ученые научились создавать напечатанный орнамент из бактерий. Если хотите узнать, как именно происходит симбиоз технологий и экологии, то вам сюда (и это надолго).
Плавно мы переходим в зону исследовательских проектов, где собрана вся архивная часть. Готовьтесь к тому, что здесь много текстового материала, но также есть на что посмотреть. К примеру, можно сравнить макет библиотеки с реальным зданием, который вы увидите из окна. А также обязательно возьмите трубку одного их телефонов, которые там стоят — на том конце провода вам действительно ответят.
Фото: Александр Мамаев
В одном из залов вы найдете выставку «Табу. Территория авангарда: Большой Урал», руководит которым городской активист Дмитрий Москвин. Вместе со своей командой он показывает историю авангарда Большого Урала как часть истории края. Здесь на трех железных решетках висят фотографии, которые олицетворяют три разных пути наследия здания.
После поднимитесь выше, чтобы подробнее изучить программу арт-резиденций. На этот раз уже в полной мере погрузитесь в заводские тайны: почувствуйте запахи, послушайте звуки. И завершите свой путь на монохромных работах Ханналеены Хейска и Татьяны Ахметгалиевой.
Если у вас останутся силы после такой насыщенной программы, то прогуляйтесь по городу, но непросто так. На администраторской стойке под залог можно взять карту города и наушники, в которых слышны электромагнитные волны различных городских мест и объектов.
Фото: Александр Мамаев
Благодарим за помощь в составлении маршрута: Дарью Маликову, Льва Шушаричева и Марию Малыщук.