«Слух прошел по городу, что все-таки там тело Ленина». Как уральские герои светской хроники сохранили память о войне

8 мая 2018, 21:35

Второй год подряд в Екатеринбурге, а теперь и в других городах Урала проходит проект «Живая победа». Это задумка известных в городе героев светской хроники  Дарьи Миролевой, Алены Вугельман и телеведущего Артемия Захарова.  Суть — сохранить историю в лицах и реконструировать фотографии военного времени 1941—1945 годов. В этом году проект коснулся массовой  эвакуации на Урал, но начиналась «Живая победа», как личная история семьи Дарьи Миролеевой.

  -  У меня бабушки не стало четыре года назад. Мы были очень близки. И я понимаю, не случись такой личной утраты, проекта бы никакого не было.  Я только сейчас понимаю, что есть вопросы, касающиеся военного времени и просто своей семьи, а ответов на них уже дать некому. Именно про это проект, и те, кто стал его участниками, понимают, что они шли за историей своей семьи. И знаешь, удивительные вещи стали происходить на съемках. В Тюмени,  когда мы восстанавливали кадр «Доклад Збарского о состоянии тела Ленина», ко мне подошел молодой человек и говорит: «Кто здесь Миролеева?». Оказалось, что это девичья фамилия его мамы. Так я нашла родственников.  Его мама с моим дедом из одной деревни. Я всю жизнь думала, что Миролеевы мы одни, фамилия редкая. После проекта у меня, как и, думаю, у всех участников появилось совершенно другое отношение к семейным ценностям.

Дарья Миролеева — соавтор проекта «Живая победа».  Фото: Наталья Чернохатова

— В голове не укладывается: ты — светская дама, которая не пропускает ни одно значимое событие в городе… И — тема войны, эвакуации, личные истории семей, истории потерь. Зачем это тебе?

— Ответ на этот вопрос мне подарили реконструкторы  из Челябинска: мы делаем, как было,  для того, чтобы не было.  Сегодня модно в сетях обсуждать: «Ой, да если сегодня случится, да не вопрос, да всё выиграем». Или, наоборот,  я знаю лично людей, которые говорят:  «Господи, проиграли бы эту войну, были бы под немцами — вообще, все было бы круто».  Это вообще кошмар! И именно таким людям хочется про историю напомнить, пока она вот еще тут… живая.  Я закончила факультет «Международных отношений», я сдавала Великую Отечественную сутками напролет.  Но это одна война. А здесь приходят люди с реальными историями их предков, рассказывают, как они обои варили, чтобы суп был хоть с чем-то  —  и это уже другая война. Или рассказывали уже внуки, что их дед — инженер приходит на обед, бабушка ему наливает стакан кипятка, он выпивает его — потому, что это был обед. И идет обратно на работу. И уже их внуки понимают, через что прошли деды, прадеды, бабушки, и просто гордятся ими.  

Фотографии в проекте делали на старинный фотоаппарат. Пленку проявляли и затем сушили по технологии тех времен. Фото предоставлено авторами проекта.

— Почему людям так важно, как ты говоришь, прожить ту ситуацию, в которой была сделана фотография их дедушек и бабушек?

— У нас была участница, которая чуть ли не впервые публично рассказала историю своей бабушки. Вот уже в третьем поколении семьи нельзя было говорить про то, где бабушка прошла в войну. Запрет существует до сих пор. Семья бабушки была угнана фашистами в Германию. Они там работали на немецких заводах. Но это были не лагеря. Им просто говорили: живите на вокзале, где хотите, только отмечайтесь. Они делали снаряды, которыми фашисты убивали русских людей. Но они же не виноваты в этом. Они были в плену. Когда окончилась война, бабушка вернулась на родину и стала «врагом народа». Повезло, в лагеря тут не попала. И вся семья боялась рассказывать про это прошлое, чтобы… сами понимаете. 

Фото предоставлено авторами проекта.

Или мы воссоздали фотографию двух сестёр, их семья — поволжские немцы. Их старших братьев не взяли на фронт, и они ушли партизанить. Когда фашисты оккупировали территорию, они убили своих же, считая их предателями. Сестёр угнали в трудовые лагеря в Германию. В 1945 году те вернулись домой и сразу же сделали фото на память. Впереди было десять лет лагерей на Родине. Здесь они тоже были предателями. Судьба их развела. Они не писали друг другу, боялись скомпрометировать. Встретились лишь, когда им было за восемьдесят, одна из сестёр была при смерти. Фотокарточка, которая теперь стала частью нашего проекта, осталось единственной их совместной фотографией. Конечно, для внучек это очень важная история для самоидентификации. И для их внуков и правнуков участие в проекте было важно, чтобы обелить их память.

— Как вашей команде пришла идея реконструировать семейный архив военного времени?

 — Спонтанно в Питере, друзья меня попросили повторить фотографию родителей на фоне дворца.  И я подумала: вот она идея — реконструировать семейные фото! Артемий Захаров (телеведущий, муж Дарьи — прим.ред) уже подсказал, что это должна быть военная тематика, а именно — эвакуация на Урал. Алена Вугельман помимо личных фото предложила снимать городские кадры. Так проект обрёл свою форму. И получилось, что он не только про истории людей, но и про истории городов. Вот, например, мало кто знает, что  скульптор, автор памятника «Рабочий и Колхозница», Вера Мухина жила в Каменске-Уральском в годы эвакуации. У нее даже остались мемуары, как она сюда ехала и упала два раза с верхней полки.  Мы восстановили кадр, где она запечатлена в процессе работы.  

Реконструкция кадров из госпиталя в Нижнем Тагиле. Фото предоставлено авторами проекта.

— Получается, вы выбрали все важные знаковые истории эвакуации в войну?

— Да, решили, что эта тема прямо не раскрыта. В истории человечества нет подобных примеров эвакуации. Это только  наша история, нашей страны.  Снимали на сцене пермского театра оперы и балета. Вы только вдумайтесь, туда перевезли Вагановское хореографическое училище и Мариинский театр, куда они ехали — никто не представлял. Но через  три недели они уже делают спектакль в Перми. В сегодняшнем дне это нереально.

— Где вы берете архивные фотографии, которые реконструируете?

— Всегда все по-разному. Архивные фото про эвакуацию в Пермский театр мы взяли у Мариинского.  В Тюмени мы нашли кадры, относящиеся к эвакуации тела Ленина, которые никогда ранее не были опубликованы. Его привезли в Сельскохозяйственный техникум. И он пять лет там находился под охраной, которую выстроили по периметру.  Там заседал постоянно профессор Збарский. Он лично докладывал Сталину, раз в десять дней, что происходит с телом Ленина. Сами тюменцы не знали, что там, за этим оцеплением. Люди думали, завод какой-то. Потом слух прошел по городу, что все-таки там тело Ленина, потому как Збарский заказал в ателье костюм небольшого размера революционной кройки. Потом он долго просил Сталина открыть доступ к телу для местных, но тот отказал. А фотографию исторического момента, когда тело вождя впервые было вывезено за пределы Кремля, сохранила подруга сына Збарского, которую интересовала эта тема, и она просто сохранила фотографии и передала их в Тюмень.

Подготовка реконструкции фотоснимка заседания комиссии по состоянию тела Ленина в эвакуации в Тюмени. Фото предоставлено авторами проекта.

— У вас команда порядка тринадцати человек работает над проектом. Для вас это коммерческая история?

— Да. Для команды — это оплачиваемая работа, а самое главное — любимая. Чтобы воссоздать снимок, нам приходится рисовать фоны, разыскивать одежду или шить ее на заказ, иногда даже воссоздавать интерьер, повторять прическу по моде тех лет.  Но участие в проекте бесплатное. В этом году нас поддержал фонд президентских грантов.

— Итог у проекта каков?

— 9-го мая мы открываем выставки в трех городах: Екатеринбург, Ирбит, Челябинск. Потом у нас откроются выставки еще в трех городах 22-го июня и финал 4 ноября. Все собранные материалы и фотографии мы заверстали в альбом, который отвезем по библиотекам и школам Урала, чтобы у людей был доступ к этой истории, чтобы они могли это почитать.

— Это разовый проект, либо вы будете дальше развиваться?

— Совершенно точно мы будем делать проект дальше. Мы надеемся, что наш проект будет жить дальше, и его география расширится, но при этом мы бы хотели сохранить его камерную и тёплую атмосферу. Есть идея сделать подобный проект про Сталинград. Мне, например, нравится очень тема ленд-лиза, как доставлялась помощь  из США. Они летели вот по самой кромке страны, вдоль Северного Ледовитого океана, по деревням и там останавливались.  Это в планах, почему бы и нет. Будем осваивать Арктику.

  • Реконструкция кадра 1945 года в Челябинске
  • Эвакуация Эрмитажа на Урал в Свердловск.
  • Ирбитский мотоциклетный завод в годы войны
  • Вера Мухина за работой в Каменск-Уральском
  • Эвакуированный завод в Магнитогорске 1943 год
  • Постановка «Ивана Сусанина» Мариинским театров в эвакуации в Перми
  • На производстве во время войны в Уфе

Самое популярное

Читайте также в разделе Люди


вверх