Город непонятных слов: рецензия на фэнтези-эпос «Город лестниц» Роберта Беннета

24 января 2017, 08:32

Есть романы, которые читаются легко. Есть которые с трудом. А есть эпическое фэнтези. Тяжёлый слог очень характерен для этого жанра — проглотить за вечер «Властелина колец» или «Игру престолов» практически невозможно. Дело не только в объемах — сложно переварить за раз целый мир со своими героями, описаниями и т. д. «Город лестниц» Роберта Беннета — эпическое фэтнези с техническим оттенком. За рубежом роман издали ещё в 2014-м. Критики приняли его тепло, назвав «переломным», «ошеломляющим», «невероятно современным». В России «Город» появился в начале 2017-го. Лежа на полках в красивой твердой обложке, он так и манит проверить обоснованность ярких эпитетов, которыми его наградили.


«Город» начинается со сцены суда. Человека обвиняют в использовании божественного символа находящегося под запретом. Сайпурцы, жители когда-то угнетённой колонии, а теперь властители Континента, быстро развились и смогли свергнуть власть былых хозяев. Чудесные предметы созданные богами не помогли жителям континента против ружей. Не помогли они и самим богам, также погибшим в сражении с каджем — предводителем войск Сайпура. Мирград не только пал, но и был разрушен, ведь погиб бог-строитель, а с ним погибли и его творения. В итоге величественная столица стала Городом лестниц ведущих в никуда. С тех пор Сайпурцы стремятся уничтожить всё божественное. Завязкой становится момент, когда сцена суда прерывается новостью о насильственной смерти знаменитого историка Сайпура на территории Мирграда,  Разбираться в произошедшем приезжает опытная оперативница Шара. С этого и начинается запутанная детективная история в атмосфере угасающего города. 

Критики сравнивали Беннета с Джорджем Мартином. Фото: readerlymag.com

Количество придуманных автором терминов и имён поражает. Но в отличии от ситуации с какими-нибудь «Лабиринтами Ехо», также грешивших подобным, привыкания не возникает практически до финала. По ходу книги то и дело забываешь кто есть кто и чем вообще занимается из-за чего приходится возвращаться назад или разбираться по ходу сюжета. Ситуацию осложняет то, что Беннет не брезгует русизмами, потому лакей Бородкин или подсудимый Ярославцев спокойно сосуществуют рядом с Сигрудом и Виньей. Ну и ещё, например Галадеш — это город, а Мулагеш — это губернатор Мирграда. Спасибо, Роберт, мы во всём разобрались! Хорошо, что хоть сам «Мирград» отбить удалось — по канону город назывался «Буликов». В общем, нет слов.

Однако, нельзя не отметить прекрасную мифологическую систему разработанную автором. Сама идея обычных предметов с необычными свойствами не нова — что-то похожее встречалось и в «Пикнике на обочине» и в «Потерянной комнате». Однако идея борьбы богов и их чудесных вещей против техники крайне самобытна и оригинальна. Во время прочтения становится жаль, что автор не сфокусировался именно на периоде этой войны, а лишь оставил упоминания о ней в виде флэшбэков — всё-таки детективная линия вышла не такой интересной как созданный мир. Интересно, что оригинальный текст романа состоял из 452 страниц. В русском варианте книга «потолстела» более чем на сотню. Причина этого в абсолютно нечитаемых речевых конструкциях, которые заботливо сохранила, а кое-где самостоятельно придумала Марина Осипова, переводившая «Город». Например: «Воханнес гневно кивает, и сердитый официант совершает перед ней ту же церемонию, правда в несколько облегченной версии» звучит неудачно. Вариант с «упрощённой» версией воспринимался бы лучше, хотя фраза все равно бы осталась громоздкой. Именно из-за таких громоздких фраз читается «Город» с трудом.

Герои у Беннета получились весьма многогранными. Эмоциональный Воханнес, рассудительная Шара, очаровательно прямая и грубоватая Мулагеш. Они живут в придуманном мире — у них своя история, проблемы и мотивация, что позволяет читателю проникнуться к ним. Характеры плавно раскрываются и развиваются на протяжении всего романа вместе с сюжетом, и истинная сущность героев становится понятна к финалу, а не раньше и не позже, как это часто бывает. Потому интрига сохраняется на протяжении всех 558 страниц не оставляя у читателей чувства горького разочарования.

Стиль у автора специфический. Беннет ведёт повествование в настоящем времени, переходя к прошедшему только во флешбэках. Поначалу — это вызывает затруднения, но по ходу действия привыкаешь. Привыкать на протяжении «Города лестниц» приходится ко многому. Например к странным метафорам и сравнениям, таким как «Глазки цвета птичьей неожиданности» (Birdshit-colored eyes) или «Кожа цвета говяжьего жира». Созданию картины персонажа такие выражения способствуют мало, и когда ты, погружённый в атмосферу всеобщего тления напарываешься на подобное — это выбивает из колеи. Причина наличия столь комичных сравнений остаётся неясной, и даже удачные представители вроде «Мулагеш улыбается как могла бы улыбнуться акула. Если б умела», ситуации не исправляют.

Резюмируя, хочется вспомнить как Беннета сравнивали с Мартином (G.Brown, Nerds of Feather), что совершенно абсурдно. «Город лестниц» не новая «Игра Престолов» и уж точно не новый «Властелин Колец» — эпичности роману откровенно недостаёт. Идеально прописанный мир не спасает далёкую от идеала историю и в итоге «Город лестниц» напоминает чрезвычайно исковерканный и усложнённый «Полный вперед назад». Но если тот роман позиционирует себя лёгким и развлекательным, то тут чувствуется замах на что-то большее. Однако, замах, так и остаётся только замахом. Тем не менее, если вы всё-таки готовы пробиваться сквозь паутину тяжёлого слога и нагромождение различных имён и названий, ради приятных героев и завораживающего мира, то «Город лестниц» вам однозначно подойдёт

Самое популярное

Читайте также в разделе Советы


вверх