Золотая крыша, гостиница-тюрьма и американский небоскреб. Три здания, которые не принимал Екатеринбург

14 декабря 2017, 14:24
Золотая крыша, гостиница-тюрьма и американский небоскреб. Три здания, которые не принимал Екатеринбург

Фото: Анна Майорова

Екатеринбургские здания часто становятся поводом для споров: порой горожанам не нравится все — начиная от цвета здания и заканчивая амбициями архитекторов. Среди последних примеров — скандальный «Пассаж», который только сейчас начала легализовывать екатеринбургская элита, и самый обсуждаемый проект последних лет Храм на воде, новый проект которого, ждет Екатеринбург. Это не уникальные случаи в истории Екатеринбурга: рассказываем о трех неочевидных историях, когда город не принимал здания, со временем ставшие его неотъемлемой частью.

                                                        ●●●

Дом Севастьянова: безвкусица и ненужная пестрота

Одна из главных достопримечательностей Екатеринбурга, по легенде, была в эпицентре скандала сто лет назад. Представьте, конец XIX века, «известный богач Севастьянов» решает украсить крышу своего дома золотом. Амбициозную идею посчитали безбожной (золотом могли покрывать только купола храмов), с тех пор Николай Иванович должен был ходить в церковь только в чугунных башмаках.

Вообще дворянин Севастьянов был главным героем баек и анекдотов в старом Екатеринбурге. Как писали в книге «Улицы, площади, реки, пруды, подземелья и пригороды старого Екатеринбурга» Людмила Зорина и Всеволод Слукин, горожане рассказывали друг другу о разных его чудачествах, и эти рассказы все более превращались в небылицы. Отрывок из их еще неопубликованной книги: «Будто он после приобретения дома намеревался вызолотить его крышу (такая байка ходила и о Расторгуеве, и о Рязанове). Или о том, что продав дом, он сильно переживал это и каждый день приходил к бывшему своему дворцу, садился на скамейку и часами смотрел на дом».

Фото: 1723.ru, Александр Мамаев

За три года до продажи своего дома казне, Севастьянов навсегда покинул Екатеринбург, переселившись в северную столицу. Спустя почти полтора века вокруг его дома вспыхнули прежние громкие обсуждения.

В 2009 году его отреставрировали и реконструировали к саммиту ШОС. Из двухцветного Дом Севастьянова превратился в трехцветный — зданию была возвращена родная окраска. 

«Дом Севастьянова был непривычен для глаза после блеклости, которую мы знали до этого», — добавила в разговоре с «Моментами» историк-краевед Людмила Зорина. 

Сегодня некогда критикуемое здание — абсолютная достопримечательность Екатеринбурга. Визитная карточка города, которую можно встретить на стаканчиках с кофе в мировой сети Starbucks, на Манежной площади, что сейчас занята презентацией проектов EXPO-2025 Дом Севастьянова олицетворяет Екатеринбург. Гости города покупают открытки или магниты с видом дома. А в 2008 году в России выпускают даже памятную монету в 3 рубля с изображением дома. Севастьянов определнно опередил время, и в XXI  веке это здание идеально соседствует со зданиями конструктивизма и новационными «стекляшками» по двум берегам Исети.

 

Мельница Борчанинова-Первушина: тюрьма и смертельный обвал

Пустующую мельницу, находящуюся с ж/д вокзалом, из-за зловещего внешнего вида часто сравнивали с тюрьмой или заброшенным отелем. Таинственности месту придавала смерть владельца мельницы Борчанинова, упавшего со строительных лесов.

«Он в своем духовном завещании написал, что если дети будут малолетние [на момент его смерти], то мельницу нужно продать. Так оно и получилось: в 1907 году сын и дочь были еще маленькими, поэтому возникла странная ситуация — мельница не достроена, а ее уже надо продавать. Душеприказчики постарались достроить, а потом продали ее Первушину» — рассказал «Моментам» историк Владимир Микитюк.

По его словам, спустя десятилетия советские краеведы придумали легенду: якобы Борчанинов обманывал городскую думу, пообещав построить гостиницу, а вместо нее сделал мельницу.

Фото: berlogos.ru

«У нас в городской думе сидел не один мукомол, который хорошо знал, что из себя представляют мельницы и обмануть их было очень сложно. Еще до рытья котлована Александр Ефремович прямо написал, что собирается строить мельницу. Более того об этом писали в местной и московской прессе, потому что мельница была очень крупная, заказ на ее строительство важно было получить многим, поэтому о ней было известно по всей России» — добавил Микитюк.

Мельницы такого размаха еще не было на Урале. Помимо того, что она была самой крупной, на ней применялись новые в мукомольном производстве технологии. Сейчас мельница признана объектом культурного наследия.  Стоя напротив железнодорожного вокзала, мельница является «воротами города», которые хранят связь с историей. Контраст с соседствующими зданими только придает ей ценность.

«Бухара Урал»

Здание, где располагалось Управление магистральных газопроводов «Бухара — Урал», появилось в Екатеринбурге в 60-е годы. Сейчас в нем на Вознесенской горке между двух храмов находится «Газпром трансгаз Екатеринбург». Архитекторы вспоминают, что когда это здание было построено, оно вызвало множество разногласий. Здание претендовало быть доминантой, не учтя окружающую застройку. Оно стало одним из самых высотных зданий в 60-х на Урале. 

Архитектор Михаил Голобородский рассказал «Моментам» эксклюзивную историю того, как оно было построено. По его словам, за проектировку здания отвечал уже маститый архитектор Владимир Емельянов и его молодой ученик Леонид Масленников.

Фото: Александр Мамаев



«Однажды, когда мы с Леонидом Борисовичем будучи дружинниками гуляли [рядом с этим зданием], он мне рассказывал: „Это мой первый самостоятельный проект“. Руководил им начальник мастерской Владимир Николаевич Емельянов, автор перестройки Дома офицеров. Он очень расстраивался, что ОДО сидит в яме, поэтому пытался сделать его более выделяющимся — поставил башню со шпилем. Здесь он тоже считал, что надо выделить здание на горке вертикально, Масленников, наоборот, говорил, что нужно делать горизонталь, то есть зеркально симметрично отразить дом Расторгуевых-Харитоновых. Тогда было бы ансамблевое звучание старого и нового, единый замысел, в котором ось симметрии задавала бы Вознесенская церковь. Но Масленников был тогда еще молодым, а Емельянов уже считался маститым архитектором, он грезил нью-йоркскими небоскребами и хотел сделать современное здание как в Америке».

Фото: Александр Мамаев



По воспоминаниям архитектора Михаила Голобородского, так как это было экспериментальное здание, ему разрешили сделать многое из того, что нельзя было другим. «Мы не имели право закладывать в проекты уникальные материалы — отделочные камни, которые добывались на Урале. Делать это можно было только по разрешению Госстроя, и оно было получено. Нижняя часть облицована не просто гранитом, а лабрадорит — черным камнем с голубым выцветком. Насколько я помню, его видно и сейчас».

Архитектор добавляет, что здание было уникально для своего времени еще и по конструктивному решению. Сегодня на этом эклектичном пяточке, здание даже не диссонирует с «соседями».

Самое популярное

Читайте также в разделе Город


вверх